Дорожно-транспортные происшествия выходят на первое место в
списке причин гибели молодых людей в мире. Уже сейчас в этом печальном
состязании они обогнали малярию и туберкулез.
Впервые Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) изучила ситуацию с
ДТП в самых разных странах - и в результате у смертности на дорогах
появилось новое определение: глобальная эпидемия.
Мир переживает период самого быстрого в своей истории строительства новых магистралей и покупки автомобилей.
В конце 2010 года Китай обогнал Соединенные Штаты по количеству
продаваемых в стране новых автомобилей и занял по этому показателю
первое место в мире.
И большая доля строящихся магистралей тоже приходится на
развивающиеся страны. С одной стороны, это можно считать свидетельством
роста, но с другой, зачастую дороги строятся без учета нужд тех, кто ими
будет пользоваться.
К примеру, в Африке дороги прокладываются по территории жилых
кварталов, нередко отделяя дома детей от школ, в которые они ходят. А в
Азии зачастую сооружают лишь проезжие части, забывая о тротуарах.
Это пренебрежение простыми людьми порой оборачивается риском для их жизней.
Авария, изменившая жизнь
Дорожно-транспортные происшествия страшны не только своими
непосредственными последствиями, но и долгосрочным эффектом, которое они
оказывают на общество.
Хюинь Чонг Хьеу, мотослесарь из вьетнамского Нячанга, пережил аварию,
изменившую не только его жизнь, но и жизнь всей его семьи. В начале
2008 года, пытаясь избежать столкновения с другим мотоциклистом, он
перевернулся.
Шлема на нем не было, и Хюинь перенес тяжелую черепно-мозговую травму
и три месяца не выходил из реанимации. Теперь он не может работать - и
не имеет достаточно денег для поддержания семьи: жены, двух детей и
своих родителей.
Если до аварии Хюинь зарабатывал в пересчете около 170 долларов в
месяц, то теперь его доход сократился до 30 долларов. При этом его
близкие должны выплатить кредит в 4,5 тысячи долларов - во столько
обошлось его лечение, - а жене при этом приходится проводить больше
времени дома, чтобы ухаживать за Хюинем.
В результате за детьми было некому смотреть и их передали бабушке с дедушкой.
Куда уходят деньги
Но при том что в ДТП гибнет огромное количество людей, правительства
многих стран мира куда больше денег направляют на профилактику
заболеваний, чем на обеспечение безопасности на дорогах.
В Индии, к примеру, на кампанию против ВИЧ/СПИДа в пересчете на душу
населения тратится в 13 раз больше средств, чем на предотвращение
автоаварий, хотя они уносят больше жизней, чем вирус иммунодефицита.
В ответ на ухудшение ситуации многие неправительственные и
благотворительные организации и мировые лидеры решили провести в
2011-2020 годах Десятилетие дорожной безопасности под эгидой ООН. Цель -
привлечь внимание мира к этой проблеме и выработать координированную
программу действий.
«Десятилетие кампании за дорожную безопасность давно назрело», -
убежден доктор Этьен Круг, глава управления профилактики насилия и
травматизма Всемирной организации здравоохранения.
А Ави Сильверман, который отвечает за связи с общественностью в
британской благотворительной организации FIA Foundation, занимающейся
проблемами безопасности на дорогах, полагает, что миру давно пора
сосредоточиться на ситуации в развивающихся странах, в частности,
африканских.
«Зачастую происходит так, что доноры тратят миллиарды на
строительство новых дорог, которые приводят лишь к увеличению
смертности», - отмечает он.