Подготовленное участниками СНГ решение о создании зоны свободной
торговли в принципе является прогрессивным, но с некоторыми очень
существенными оговорками
Подготовленное участниками СНГ решение о создании зоны свободной
торговли в принципе является прогрессивным, но с некоторыми очень
существенными оговорками. Понятно, что любое возвращение к принципам
свободного обмена товарами, услугами и людьми, как это было в советские
времена, можно только приветствовать. Ведь в советское время, когда
существовал единый народохозяйственный комплекс, в торговле между
союзными республиками не было такого понятия, как таможенные пошлины.
Этот единый комплекс, как известно, прекратил свое существование после
распада СССР.
В создаваемой зоне свободной торговли будут зиять большие «прорехи»
Соответственно, все меры, которые способствуют его восстановлению,
являются позитивным явлением. Тем не менее есть некоторые вещи, которые,
откровенно говоря, вызывают настороженность. Дело в том, что в
создаваемой зоне свободной торговли на постсоветском пространстве будут
зиять большие «прорехи» во внешней «таможенной оболочке». Проблема в
том, что некоторые страны СНГ, такие как Киргизия, Молдавия, Украина,
как известно, уже вступили в ВТО. В такой ситуации существует опасность,
что территория этих стран будет использоваться для реэкспорта в Россию
продукции, которая была произведена за пределами СНГ в беспошлинном
режиме, что может использоваться для обхода таможенных правил, которые
существуют в России.
Можно предположить, что в обозримом будущем у нас не будет торговли
со странами - членами ВТО по правилам этой организации. По крайней мере
не должно быть. Потому что для нашей неподготовленной экономики такое
вступление может оказаться фатальным. Если же в СНГ будет создана зона
свободной торговли без последующего этапа интеграции - создания
Таможенного союза с полноценной совместной таможенной границей, то
получится, что мы де-факто вступим в ВТО, если не сказать - «вляпаемся».
Единственным механизмом, который предотвратит такой неблагоприятный
сценарий развития событий, повторюсь, может быть только создание ТС и
единых правил внешней торговли. В противном случае мы в перспективе
получим, скажем, беспошлинный экспорт нефтепродуктов в Россию через
государства, которые одновременно являются членами единой зоны свободной
торговли с РФ и ВТО.
На постсоветском пространстве практически нет «островков высоких технологий»
Судя по умонастроениям, которые царят среди наших элит, у меня есть
опасения, что в данном случае речь, скорее, идет о попытке открыть
российские рынки в обход вступления в ВТО, нежели стремление вывести
постсоветскую интеграцию на новый уровень. Проблема в том, что наши
элиты сформировались в рамках сырьевой экономики. И что такое экономика с
высокой долей прибавленной стоимости, они не очень понимают и,
соответственно, торговать этими товарами не могут.
Причем даже если исходить из лучшего, то есть предположить, что вслед
за снятием внутренних таможенных барьеров между странами СНГ последует
закрытие внешних таможенных границ этого объединения, то и в этом случае
не факт, что экономический выигрыш России от этой акции будет таким уж
большим. Проблема в том, что на постсоветском пространстве практически
нет «островков высоких технологий». То есть все страны производят
практически одно и то же. За исключением ряда стран, которые имеют
доступ к природным ресурсам. Конечно, мы могли бы наладить сбыт своей
машиностроительной продукции в страны Средней Азии. Но опять же - лишь в
том случае, если будут закрыты внешние таможенные границы и тот же
Таджикистан не будет приобретать более дешевые китайские трактора.
Так или иначе, я думаю, что с точки зрения нашего промышленного
развития создание зоны свободной торговли, конечно, не станет панацеей, а
лишь неким первым шагом. На сегодняшний день не стоит ожидать, что мы
сразу же получим резкий рост экономики (это касается и всех остальных
участников ЗСТ). Скажем так: это необходимый шаг, но который не является
достаточным для достижения указанной цели. На мой взгляд, более
целесообразно было бы сразу увязать создание зоны свободной торговли с
последующими интеграционными планами. Не исключено, что отсутствие такой
увязки объясняется решением российского руководства пойти на размен,
когда экономические уступки с нашей стороны будут компенсированы
обретением политического влияния на постсоветском пространстве.