Классик отечественной педагогики, П.Ф. Каптерев, считал, что
«..то, что мы называем разумом человека, его сердцем, его волей, есть
плод не индивидуального, а общественного развития, в нас, быть может,
9/10 общественных элементов и лишь 1/10 чисто личного начала.» Иными
словами, общество воспитывает будущих своих членов. А раз так, то
будущее нашего общества целиком и полностью зависит от того, как будет
организована система образования в стране.
Наблюдаемые сегодня изменения в подходах к организации образования, а
также развитие технологий и информационного поля, идущее опережающими
темпами по отношении к развитию человека в плане образованности и
культуры, ускоряет процесс разделения общества на
четко сегментированные страты. 9/10 «общественного» во всё большем числе
наших соотечественников ориентировано на потребление, развлечения и всё
менее «озабочено» обязательствами перед окружающими, все менее
«загружено» знаниями и культурой. И они не виновны в том, что общество
сделало их «маргиналами» или в трактовке некоторых представителей
«элиты» - «животными, существами даже не второго, а третьего сорта».
На примере множества фактов можно проследить, как новые подходы к
организации системы образования и воспитания в нашей стране все более и
более разделяют общество на группы «знающих», то есть обладающих властью
над другими, и «обывателей» — людей, не обладающих знаниями и не
обремененных культурой. Это очень опасная тенденция, способная привести к
реальному воплощению в жизни модели квазитоталитарного общественного
устройства, описанного Д.Оруэллом. Общества, в котором необразованное
большинство («пролы») является управляемой питательной массой для элит.
Фантасмогории Оруэлла казались чем-то несбыточным еще совсем недавно, но
сегодня мы становимся участниками процесса целенаправленного
строительства этого общества. И первым признаком такого строительства
стало ограничение доступа к Знаниям. Причем Знание стало не просто
товаром — оно стало способом управления, способом манипуляции людьми
друг другом. При этом подлинное Знание искусственно делается сложно
доступным: специалист теперь знает только то, что ему «положено» и не
может решить задачу, выходящую за рамки его «компетенции», а «ученый»
покупает себе диплом «ученого».
Цель этого человека — не развитие науки и поиск истины, а вступление в
«касту посвященных» и повышение собственного благосостояния за счет
наличия большого числа купленных регалий. Лишь небольшому кругу лиц,
вхожих в элиту, открыта дорога к Знаниям и то только с одной целью —
управлять «массовкой», разрабатывать новые способы управления и
удерживать численность и качество народонаселения на нужном и безопасном
для элиты уровне. Именно поэтому в сегодняшней системе образования
ценность академических Знаний подменена ценностью «представлений о
мире», подлинные умения и навыки — неопределенными «компетенциями», а
содержательное Знаниями звание «специалист» — непонятным и пустым в
своей сущности титулом «магистр» или «бакалавр». Выпускники школы
сегодня имеют урывочные «представления» о мире, а выпускники ВУЗов, в
массе своей, лишь бумажку о том, что они имеют «представление» о
профессии.
При этом ошибочно думать, что разнообразие учебных заведений, учебных
программ, развитие интернета и информационных технологий делает
подлинное Знание доступным любому и каждому и что любой и каждый может
при желании освоить его. Поставив себе задачу получить серьезное
образование или найти ценные сведения по интересующему вопросу, мы сразу
натыкаемся на ограничения, накладываемые бизнесом и авторским
законодательством, защищающим, кстати, вовсе не автора, а владельца прав
на знание или информацию. Вся сколько-нибудь ценная информация в
современном мире доступна только за деньги или для ограниченного
использования. Это и есть «цивилизованный» способ ограничения доступа к
Знаниям.
Но на самом деле Знания — это достижение человечества, оно не может
быть узурпировано в руках узкого круга лиц. Знания есть достояние всех
людей, они должны быть доступны любому человеку без оглядки на его
социальный статус и без дополнительных условий (оплаты и т. п.). И самое
главное — способ донесения Знаний в государственной системе образования
и воспитания должен быть подчинен единой задаче государства: созданию
условий для гармоничного развития критически мыслящего, самостоятельного
и ответственного члена общества. Методики и программы обучения должны
давать возможность человеку раскрыть свои потенциальные возможности,
реализоваться в любой деятельной области и обеспечить ему достойное,
уважаемое и значимое место в обществе. Так и только так должно
трактовать обязанность государства перед гражданами в части обеспечения
доступности образования.
Упомянутый в начале П.Ф. Каптерев еще в начале 20-го века писал: «Из
школы человек должен выносить более или менее ясный взгляд, что такое он
сам, что такое жизнь вокруг него, какие задачи его деятельности: основы
его убеждений и мировоззрения, миропонимания и жизнепонимания должны
быть заложены. … Становление характера и мировоззрения невозможно без
развития умственной самодеятельности, приучения к умственному труду и
воспитания к нему интереса. Такая задача может быть решена не любыми
средствами, а только эвристическими, побуждающими учащихся самим
находить ответы, размышлять над наблюдаемым, самим делать простые
обобщения и выводы».
Иными словами, главной задачей школы должна стать профессиональная
помощь ребенку и его родителям в создании условий для самостоятельного
становления нового члена общества. А задача профессионального
образования (училище, ВУЗ) — помочь человеку глубоко и качественно
освоить максимально широкий спектр профессиональных Знаний на системном,
философском уровне, обеспечив тем самым возможность для приложения
человеком своих талантов без ограничения в виде узкой сферы
деятельности, ограниченной специализацией в дипломе. Полагаю, что лучший
научный опыт отцов педагогогической науки Каптерева, Ушинского,
Макаренко и многих других, достигших непокоренных вершин в деле
организации и методического обеспечения массового образования, должен
быть осмыслен и взят на вооружение современными родителями и учителями.
Только вернув в семью родительскую педагогику, а в школу — качество и
подлинную научность, мы сможем гарантировать себе и своим детям будущее.