Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Отец всех турок. 130 лет назад родился Мустафа Кемаль Ататюрк
Газета "Наш Мир"

Выдающийся полководец, герой борьбы за независимость, Мустафа Кемаль был удостоен фамилии Ататюрк ("отец турок") за блестящие военные победы и многочисленные реформы, проведенные в годы его президентства. Он сумел доказать Турции и всему миру, что история страны не заканчивается с распадом империи.

Спаситель Стамбула

Человек, создавший современную Турцию, родился в Салониках в семье мелкого чиновника и, как все жители Османской империи, получил только одно имя – Мустафа. С самого детства он связал свою жизнь с армией. Это был надежный путь к славе и положению в обществе, ведь военные школы считались самыми передовыми учебными заведениями страны. Прозванный за успехи в учебе "Кемаль", что означает "непревзойденный", Мустафа в 1905 году окончил Стамбульскую военную академию в звании капитана генштаба, сразу же обеспечив себе место в имперской элите.

Спустя два года он примкнул к движению младотурок. Эти либерально настроенные молодые офицеры изначально боролись за конституционное правление. Однако на фоне развала империи, растерявшей к началу века почти все свои немусульманские территории, идеология младотурок все больше окрашивалась в националистические тона.

Тем не менее большинство турецких "декабристов" мечтало о сохранении империи, объединенной одним языком и исламской религией. Но прагматичный Кемаль, видевший, что имперская идея отживает свой век, склонялся к мнению меньшинства, считавшего, что будущее за национальным государством турецкого народа.

Возможно, именно из-за этих идеологических разногласий, когда в 1908 году товарищи Кемаля по младотурецкому движению пришли к власти, места среди них ему не нашлось. Вероятно, сыграл свою роль и его непростой характер – резкий, прямолинейный, честолюбивый.

Ему оставалось целиком отдаться военному делу, и тут он сполна компенсировал свою политическую неудачу. В годы первой мировой войны именно дивизия под его командованием предотвратила казавшийся неминуемым захват имперской столицы войсками Антанты, благодаря чему самого Кемаля прозвали еще и "спасителем Стамбула".

Рождение кемализма

Битва за Стамбул была выиграна, однако война в целом – безнадежно проиграна. Османская империя была сокращена до границ современной Турции, Стамбул оккупирован. Антанте было позволено захватить и другие земли в том случае, "если обстоятельства сделались бы угрожающими для безопасности союзников". И именно тогда на руинах империи взошла звезда молодого полководца, не запятнавшего себя связью с обанкротившимся правительством.

В мае 1919 года греки – давние противники Турции – высадились в Измире. Это событие всколыхнуло всю страну, начались массовые выступления. В эти дни Кемаль направляется в город Самсун, на другом конце страны. Он должен был следить за выполнением позорных условий оккупации, но главное – подавить многотысячные беспорядки на улицах города, то есть фактически исполнить роль коллаборациониста.

Однако, приехав на место и оценив масштабы протеста, Мустафа вместо того, чтобы разгонять митинги, сам принялся за их организацию. И спустя всего несколько месяцев у Кемаля появились тысячи сторонников по всей стране. Подобно своему лидеру, они понимали, что о воссоздании империи речи быть не может. А все силы должны быть отданы делу построения турецкого национального государства, свободного на политическом уровне от иностранной оккупации, и на ментальном – от имперских комплексов.

Впрочем, поначалу кемалисты действовали осторожно. Они заявили о верности султану, понимая, что для многих турок он по-прежнему оставался олицетворением государственной независимости. Но в августе 1920 года монарх подписал с оккупантами Севрский мирный договор, де-юре прекративший существование Турции. И тем самым из символа нации он превратился в предателя. И вот тогда полностью оформился подлинный кемалистский национализм, окончательно разорвавший с султанской властью и провозгласивший источником суверенитета не монарха, а нацию. Себя кемалисты объявили единственной законной властью.
Тем временем греческие войска стремительно подступали к Анкаре – главному форпосту борцов за независимость. Новая власть, а вместе с ней и сама Турция, была на волоске от гибели. Но уже через год на волне всенародного патриотического порыва большая часть страны была освобождена. 29 октября 1923 года на картах появилось новое государство – Республика Турция во главе с Мустафой Кемалем.

"Первый учитель республики"

Сразу после войны Кемаль принялся за осуществление реформ. Их конечной целью было создание национального государства по передовым европейским стандартам. Первым делом на смену султанской монархии пришла президентская республика. Но Кемаль понимал, что одной политической реформой не обойтись. Модернизация требовала изменения всего традиционного образа жизни, в конечном счете – менталитета турок.

Дерзким вызовом прошлому было само название новой страны и ее народа. Ведь в имперское время слово "турок" в аристократических кругах имело почти оскорбительный оттенок. Однако так называли себя крестьяне, и, приняв это имя для всей нации, Кемаль показал, что исторические корни новой республики восходят не к горделивой османской аристократии, а к простым землепашцам. Это должно было подстегнуть патриотические чувства населения и заставить поскорее забыть времена "блистательной Порты" – самоназвание Османской империи.

Цели насаждения нового патриотизма с нуля была подчинена и языковая реформа Кемаля – был создан литературный турецкий язык. И президент лично ездил по стране, обучая народ новой письменности, за что получил очередное прозвище – "первый учитель республики".

И именно языковую реформу, а не провозглашение республики или предоставление женщинам избирательных прав некоторые исследователи считают "самым революционным преобразованием" Кемаля. Ведь благодаря введению единого языка все турки вне зависимости от пола, происхождения или уровня дохода впервые ощутили себя единой нацией.

Заслуга президента в этом была оценена по достоинству в 1934 году с введением по его инициативе фамилий. Именно тогда парламент велел называть Кемаля Ататюрком, что в переводе значит "отец турок".

Наступление на ислам

Дальнейшая модернизация страны была немыслима без секуляризации. Однако большинство населения не приняло насаждения светских норм, и в ответ на него по стране прокатилась волна исламистских мятежей, утихшая лишь на исходе 20-х годов.

Стараясь снизить накал страстей, турецкий президент действовал не только репрессивными мерами. Например, реальное упразднение шариата растянулось на много лет, хотя формально гражданский и уголовный кодексы по лучшим европейским образцам были приняты еще в 1926 году.

Тем не менее в стратегическом смысле Ататюрк был непреклонен. Даже запрет на традиционные головные уборы – фески, кажущийся сегодня почти курьезом, был подчинен задаче борьбы с традиционной религиозной культурой. Ведь именно по ним османы-мусульмане еще недавно отличали друг друга от неверных. Туркам-европейцам такие знаки отличия, по убеждению Кемаля, были совершенно ни к чему.

После кемалистской "культурной революции" центрами культуры вместо мечетей и медресе стали светские школы, начальное обучение в которых было сделано обязательным, и так называемые "турецкие очаги", нередко, впрочем, превращавшиеся в самые обычные кофейни.

Курды под запретом

Вторым после ислама препятствием для создания монолитной турецкой нации стала проблема национальных меньшинств. Формально Турция была связана международными обязательствами по защите их прав, однако правительство Ататюрка ловко обходило этот неудобный для себя момент.

Так, например, курдов, компактно проживавших, сохранивших древнюю культуру и оттого активнее других претендовавших на автономию, турецкое правительство стало именовать "горными турками", по неизвестной причине забывшими свою турецкую идентичность. Тем самым курды были лишены прав нацменьшинств, а само слово "курд" было изъято из учебников и запрещено к употреблению в официальной прессе.

Когда в 1925 году курды подняли восстание против политики Кемаля, оно было подавлено с особой жестокостью. Следом началось массовое переселение, а по сути насильственная депортация курдов в другие районы страны. Но, несмотря на все усилия, на исходе жизни Ататюрк вынужден был признать, что курдская проблема остается самой острой для страны.

Новая Турция

К началу 1930-х годов Турция преобразилась. Она не просто шла в ногу с Европой, а в чем-то даже обгоняла ее. Когда западные страны погрязли в Великой депрессии, турецкая экономика благодаря кемалистской политике государственного регулирования переживала самый настоящий бум.

Анкара выглядела вполне достойно на фоне других мировых столиц, хотя еще за десять лет до этого здание парламента освещалось керосинками и отапливалось "буржуйками", а западная пресса язвительно писала об "этой деревне", куда стыдно отправлять послов.

В созданном по западным образцам парламенте даже заседали женщины. И хотя он не был похож на "место для дискуссий", но выбирался относительно демократическим путем. Относительно – потому что в стране действовала однопартийная система. Кемаль попытался однажды ввести многопартийность. Но созданная при его активной поддержке Либеральная партия через пару месяцев заявила о своем самороспуске за ненадобностью.

...29 октября 1938 года страна отмечала 15-летие республики, и в Анкаре намечались широкие празднества. Но основателя республики на них не было – он умирал в Стамбуле. В 1930-х годах, испытывая огромные перегрузки, президент все чаще стал снимать стресс своей любимой ракой – турецкой водкой. В 1937 году врачи диагностировали у Кемаля цирроз печени, почти лишивший его работоспособности. Однако Ататюрк цепко держался за власть и продолжал исполнять президентские обязанности до своей смерти 10 ноября 1938 года.
Категория: История | Просмотров: 1334 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник: http://religare.ru, mn.ru

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана