Газета "Наш Мир" br>
Глобальные компании забирают у государства часть традиционных
функций. Это и идеологические установки, и социальные выплаты, и
приоритеты в техническом развитии. В наше время все чаще глобальные
компании становятся для своих сотрудников куда важнее, чем родное
государство. Многие пишут о разрушении концепции национального
государства. В этом свете часто упоминают транснациональные компании,
которые приверженцы национальных государств называют даже «врагами
человечества». Что же такого в них страшного? Как транснациональные
компании могут повлиять на государства? Давайте разберемся.
Для начала немного статистики. В 2003 году в рейтинге крупнейших
экономик мира меньшую часть занимали именно государства. 49 стран против
51 транснациональной компании(далее называемое ТНК). Во время кризиса
многие ТНК утратили свои позиции в сотне богатейших, однако такое
поверхностное суждение обманчиво. Если взять в расчет 150 крупнейших
экономик мира, то в этом списке будет уже 59% ТНК. Такие компании, как
Royal Dutch Shell или ExxonMobil богаче, чем Польша, Швеция, ОАЭ или
Финляндия. На корпорацию Wal-Mart работает свыше 2 млн человек, что
больше, чем население такой страны, как Катар. Политика, проводимая
большинством развитых или развивающихся экономик мира, сводится к
сокращению вмешательства государства в экономику и дела крупных
компаний. Таким образом, крупные ТНК становятся в настоящее время
надгосударственными структурами.
Таблица-сравнение некоторых стран и крупных компаний мира.
Учитывается выручка компаний и ВВП государств. Список от меньшего к
большему.
На протяжении истории различные формы объединений сменяли друг друга.
Это общины и полисы, затем этнические государства, потом национальные.
Каждая новая форма была эффективнее предыдущей и в политическом и в
экономическом плане. Вполне возможно, что мы стоим с вами на пороге
больших изменений в мире. И теперь уже глобальные компании смогут
заменить все менее эффективные национальные государства.
Развитие глобализации приводит к постепенному сокращению суверенитета
государств. Развитие технологий в XX веке дало сильнейший толчок в
расширении международной торговли. Это прежде всего средства связи,
связавшие мировые рынки, а также новые транспортные средства, ускорившие
доставку товаров и темпы перемещения капиталов. Рост международной
торговли впервые превысил рост ВВП национальных государств.
В изменившемся мире национальные государства выглядят часто как
обломки прошлого. Они не мобильны в силу жесткой привязки к территории,
часто их развитие затрудняется геополитическими и историческими
реалиями. Национальные государства частенько вступают между собой в
военные конфликты, развязывают бессмысленные словесные баталии, которые
бьют прежде всего по ним самим. Глобальные компании имеют больше
пространства для своих действий. Они часто используют напряженность
между странами в своих интересах, даже провоцируют конфликты. Теперь
государства должны играть по правилам, которые устанавливаются
глобальными компаниями. Если не выполнять требования, установленные
мировым сообществом, государство окажется обделенным технологиями и
инвестициями.
ТНК часто осуждают за то, что они эксплуатируют страны третьего мира,
используя дешевую рабочую силу, а также вынося свои самые вредные
предприятия на их территорию. Однако теперь развитие глобализации и ТНК
имеет для стран третьего мира положительное действие. В этих странах
появилось множество высококлассных специалистов(выращенных как раз ТНК),
и работу с хорошей зарплатой и интересными задачами по специальности им
могут предложить только глобальные компании. Для многих ТНК
региональные подразделения в странах третьего мира стали очень важными
звеньями в общей цепи, иногда даже решающими и определяющими. В самых
конкурентных и технологичных областях – автопром, IT, биотехнологии,
электроника и т.д., создаются большие значимые центры. Это центр Toyota в
Таиланде, центр Microsoft в Индии и многие другие.
Утрата государством лидерства в научно-технологической отрасли – вот
еще одна характерная черта наступления глобализации и укрепления силы
ТНК. Всего лишь несколько десятилетий назад наука имела ярко выраженный
национальный характер. Это и полеты в космос, и создание Интернета и
т.д. Теперь ТНК являются основными инвесторами технологической и научной
отраслей. В 2007 году затраты на исследования таких компаний, как
Siemens, Daimler, Ford, Pfizer приближались к «научному» бюджету
Сингапура, Швейцарии, Финляндии и Бельгии. Из всех ежегодно выдаваемых
патентов в США глобальным компаниям принадлежит 75%.
Когда ТНК строят свои центры в развивающихся странах мира, они прежде
всего выполняют роль проводника инноваций для этой страны. Также ТНК
насаждают культуру бизнеса. Практика показывает, что глобальные компании
не участвуют в коррупционных схемах и не дают взяток.
«Убийцей» национальных государств исследователи называют все-таки не
ТНК, а самих граждан. Мобильность людей выросла в разы по сравнению с XX
веком. Идет переосмысление понятия «граница». Существует, например,
Евросоюз, происходит облегчение визовых режимов между странами. Миграция
возросла в несколько раз, и причиной является стирание культурных
отличий. Разница между менталитетами разных стран ощущается меньше, чем
разница между отдельно взятыми социальными группами. Профессор из России
лучше понимает профессора из США, чем рабочего из своей собственной
страны.
Мир разделен на слои. Нижний слой – народ, носитель традиционного
образа жизни, малообразован и маломобилен. Средний класс более мобилен,
готов впитывать в себя новые жизненные практики. Богатая элита и вовсе
очень космополитична – бизнесмены ездят на выходные в другие страны
просто отдохнуть.
Именно средний класс является источником роста для нынешних
национальных государств. Он же может и «похоронить» свою страну, если не
видит перед собой никаких перспектив. Например, в России каждый второй
представитель среднего класса в возрасте от 24 до 35 лет выражает
желание уехать за границу.
ТНК становятся важнейшими проводниками таких утечек. В порядке вещей
для таких компаний постоянная миграция по офисам из разных стран мира.
Меняя свое жительство, человек естественно приобретает мировоззрение
«гражданина мира». Это не может не отразиться на национальном
государстве. По мнению английского исследователя Бенедикта Андерсона,
нация – это воображаемое сообщество; ее существование связано с
представлениями человека о том, что государство является источником
благополучия для всех его членов. Однако очень часто государство в умах
современных людей ассоциируется как раз с неблагополучием, а глобальная
компания – с возможностью жить достойно.
В национальных государствах насильно прививают людям чувство
патриотизма. «Я научу тебя Родину любить!». В глобальных компаниях
подходят к этому более гибко, например, привлекают людей социальным
страхованием. И тратят на это страхование ТНК целые миллиарды, тогда как
в национальных государствах все чаще говорят, что пенсии – непосильное
бремя.
Глобализация действительно увеличивает разрыв между богатым и бедным
населением. Но не она его создает. Корпорация Shell имеет выручку
больше, чем Пакистан и Бангладеш вместе взятые. А ведь эти страны
занимают 6-е и 7-е среди самых населенных стран мира. Кажется, что ТНК в
таком случае ужасные кровожадные монстры, которые обирают людей до
последней нитки. Однако если поглядеть на причины, по которым Пакистан и
Бангладеш живут в бедности, окажется, что не ТНК виноваты в их
положении. Правительства этих стран не нашли путей для модернизации
экономики. А в современном мире слабое экономическое развитие при
чрезмерном росте населения превращается в фатальную проблему. Глобальные
компании можно рассматривать в этом свете, как Ноев ковчег для
талантливых и активных, а патриотизм – как камень, который пытаются
надеть им на шею их инертные и ленивые соотечественники.
|