Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
На
протяжении многих веков платежеспособность государства определялась
очень просто – количеством золота в казне страны. Эти резервы были нужны
стране для того, чтобы расплачиваться по внешним долгам, закупать
продовольствие в случае неурожая, а также оборудование и промышленную
продукцию.
После Второй мировой войны в результате
Бреттон-Вудских соглашений осталась лишь одна валюта, напрямую
привязанная к золоту – это доллар США, который стал выполнять роль
ключевой валюты. Для всех остальных валют был установлен фиксированный
курс по отношению к ключевой валюте. Для доллара США был установлен
золотой стандарт: 35 долл. за 1 тройскую унцию.
В результате
доллар США стал преобладающей мировой валютой, которую стали накапливать
другие страны в своих резервах, по факту ставших золотовалютными.
Однако просуществовала такая система недолго. Несмотря на то, что в
середине 20 века США контролировали 70% мирового запаса золота, они
печатали намного больше долларов, чем следовало из золотого стандарта.
Один конгрессмен в США как-то заявил: "мы печатаем доллары быстрее, чем
арабы качают нефть”. Перефразируя эти слова, можно сказать: "российский
ЦентоБанк складирует доллары в резервы быстрее, чем отечественные компании
качают нефть”. В США эти необеспеченные деньги шли на развязывание
многочисленных войн и повышение уровня жизни американцев. Таким образом,
за счет эмиссии США погашало дефицит своего платежного баланса.
Во
второй половине шестидесятых годов долларов в обращении стало настолько
много, что отдельные страны стали требовать у США обмена накопившихся
долларов на золото по установленному курсу. Очень быстро золотой запас
США сократился вдвое. В результате 15 августа 1971 года президент Никсон
объявил о фактическом дефолте США – страна отказывалась разменивать
доллары на золото. Бреттон-Вудская система рухнула, оставив после себя
плавающие валютные курсы.
Умный учится, дурак повторяет ошибки
В
этих условиях многим странам стало гораздо труднее сохранять
покупательную способность своих резервов, которые по большей части
состояли из долларов. Мудрее всего поступили в тех же США, а также
Франции, Германии и Италии – там доля золота в резервах и сегодня
достигает 70%. Почему ведущие западные центробанки предпочитают хранить
резервы в золоте, нетрудно понять из графика роста стоимости этого
металла. За 40 лет цена золота выросла в 40 с лишним раз, а за последнее
десятилетие – в 5 раз.
Теперь о сути законопроекта.
Одной
из важнейших задач Центрального банка согласно закону является
эффективное управление золотовалютными резервами. Однако ни критериев
эффективности, ни уровня допустимого риска при управлении резервами в
законе о Центральном банке не содержится. Более того, из закона
непонятно, какой уровень резервов вообще нужно поддерживать стране, из
чего Центральный банк сделал вывод, что их нужно неограниченно
наращивать.
Российский центробанк публикует сведения о доходности
от инвестирования валютных резервов с 2004 года. За 7 прошедших лет
суммарная доходность от инвестирования долларовых активов ЦБ составил
24,5%. Для сравнения, доходность от вложений в золото за тот же период –
237%, или в 10 раз выше. Можно привести еще одно сравнение. Если
продать сто баррелей нефти в 2004 году и инвестировать деньги в валютные
резервы с доходность как у Банка России, то сегодня на эти деньги можно
будет купить всего 40 баррелей нефти.
Другие страны покупают золото, а Россия скупала американские ценные бумаги
В
то же время у МВФ в 2009 году было 400 тонн золота, которые можно было
купить по цене около тысячи долларов за унцию. Индия приобрела 200 тонн
золота, сообразив, что на этом можно неплохо заработать. И
действительно, доход индийского ЦБ от сделки уже достиг 50%. Даже
Маврикий догадался закупить этот металл у МВФ. А российский ЦБ в
условиях, когда США уже вовсю запустили печатный станок и тренд роста
стоимости товарных активов стал очевидным, не удосужился купить у МВФ
хотя бы часть золота. Вместо этого Банк России за 2 года получил доход
суммарно чуть больше одного процента от долларовых активов. Эти примеры
наглядно показывают, что управление Центральным банком золотовалютными
резервами нельзя назвать особенно эффективным.
Сама система
принятия решений об управлении золотовалютными резервами является крайне
непрозрачной. Центральный банк отказался предоставить нам
соответствующие документы, даже несмотря на направленный в ЦБ
депутатский запрос. Проведенная Счетной палатой в 2006-2008 году
проверка Центрального банка также показала, что вопросы управления
золотовалютными резервами регламентируются внутренними документами Банка
России недостаточно четко и не в полной мере.
Учитывая этот
факт, следует стремиться, чтобы эти и другие вопросы решались на уровне
федерального закона, потому что имущество Центрального банка согласно
закону является федеральной собственностью. Не стоит об этом забывать.
При
оценке рисков в инвестирования в ценные бумаги иностранных государств, а
эти бумаги, смотрите диаграмму, составляют свыше 90% валютных активов
ЦБ, это и есть предмет данного закона, Центральный банк России
ориентируется в первую очередь не на объективные показатели стран –
эмитентов бумаг, такие как уровень государственного и внешнего долга по
отношению к ВВП, темпы экономического роста и дефицит бюджета, а на
оценки международных рейтинговых агентств, таких как Фитч и Мудис,
которые, как правило, сильно отстают от развития событий. И если
снижается рейтинг страны, то ситуация обычно уже почти безнадежная,
поскольку кризисные явления на мировом финансовом рынке развиваются
стремительно.
В связи с чем, мы внесли закон, который учитывает
объективные показатели стран – эмитентов бумаг при инвестировании
золотовалютных резервов. Предлагается в условиях нарастающих рисков в
мировой финансовой системе, в первую очередь связанных с кризисом
суверенного долга, создать механизмы, направленные на защиту
золотовалютных резервов от обесценивания в связи с неспособностью
эмитентов государственных ценных бумаг в полном объеме выполнять свои
обязательства. А именно, Центральному банку вменяется в обязанность
прекратить покупки государственных бумаг стран, имеющих долг свыше 100%
ВВП, и продать в трехмесячный срок бумаги стран с долгом свыше 120% ВВП.
Россия – не солнечная Япония
Откуда
взялись такие правила инвестирования? Весь мир так работает по факту,
учитывает эти показатели при инвестировании в государственные бумаги.
Боле того, отношение уровня госдолга к ВВП – один из важнейших
показателей, закрепленных на официальном уровне. Так, в Еврозоне
согласно Пакту о стабильности и росте, который подписали 17 европейских
стран, допустимым признается госдолг в размере 60% от ВВП. Именно так и
записано в этом документе. Уровень долга в 120% ВВП, то есть вдвое выше
означенного лимита – это уже опасно. Греция набрала такой долг к началу
2010 года, и всего через несколько месяцев оказалась на грани дефолта,
поскольку ставки по ее облигациям взлетели до небес. Без помощи других
стран ЕС держатели долга потеряли бы от половины до двух третей
стоимости бумаг. Другие страны, за исключением Японии, еще не достигли
указанной планки, но зачем нам держать резервы в таких бумагах, если
рано или поздно придется списывать убытки, поскольку такой размер долга
является неподъемным для страны.
Многие приводят в пример Японию,
якобы с долгом в 225% ВВП можно неплохо жить. Однако Япония – это
уникальный рынок, где зарубежным инвесторам принадлежит всего 7%
государственного долга, весь остальной долг принадлежит японским же
банкам и пенсионным фондам. В Японии самые низкие в мире ставки по
государственным бумагам, из-за чего стоимость обслуживания долга там не
так высока, однако с низкой доходностью вынуждены мириться в первую
очередь сами японцы, чьи пенсионные фонды имеют нулевую доходность. Это
их выбор. Однако зачем российскому ЦБ инвестировать под такой ничтожный
процент – за 5 лет он заработал на японских бумагах всего 2,5%, и брать
на себя дополнительные риски, непонятно. Ведь рано или поздно эта
финансовая система в Японии рухнет под грузом долгов, которые год от
года лишь растут, и тогда иностранные инвесторы потеряют все.
Других
же стран помимо Японии, которые могут выдержать столь высокий уровень
долга, больше нет. Именно поэтому предлагается с превышением госдолгом
уровня в 100% от ВВП прекратить покупку иностранных госбумаг, чтобы
заранее, не дожидаясь дефолта, снизить риски по этим бумагам. К этому
рубежу вплотную подошла целая группа стран, включая Бельгию, Ирландию,
Португалию, а также США. Ирландии и Португалии, кстати, уже понадобилась
внешняя финансовая помощь.
Далее, некоторые страны в условиях
дефицита бюджета прибегают к фактической монетизации госдолга путем
покупки государственных облигаций центральными банками. Если объем
подобных программ сопоставим с размером денежной базы в стране, и
составляет, к примеру, 30% от этой величины, то в первом приближении
пропорционально уменьшается покупательная способность этой валюты. В
США, где госдолг пока еще ниже 100% ВВП, тем не менее в рамках
действующих программ покупки бумаг свыше 70% дефицита государственного
бюджета финансируется за счет эмиссии ФРС.
Как следствие, 18
апреля этого года международное рейтинговое агентство присвоило
негативный прогноз рейтингу США, который не снижался с 1941 года. 20
апреля премьер-министр России В.В. Путин в ходе отчета Правительства в
Госдуме уделил этому факту особое внимание, цитирую: "США включили
печатный станок, скупают гособлигации и раскидывают эти деньги на весь
мир”. Любому грамотному финансисту очевидно, что такая валюта не может
долго быть резервной, поскольку стремительно обесценивается. И если
кто-то в таких условиях проталкивает решения об инвестировании
российских резервов в долларовые бумаги, то речь идет о преднамеренном
разбазаривании федеральной собственности.
Б. Обама уже предупредил о риске дефолта США
Мы
не случайно предложили полугодовой период между публикацией закона и
его вступлением в силу. В июне в США заканчивается очередная программа
выкупа государственных бумаг объемом 600 млрд. долларов, и если
американское казначейство найдет способ сбалансировать бюджет без помощи
печатного станка, то вопрос о статусе доллара как резервной валюты
будет открыт. Однако в случае запуска новой программы покупки бумаг со
стороны ФРС США на долларе как на резервном активе можно будет поставить
крест. Это объективный факт. Впрочем, президент США Б. Обама
предупреждает о риске дефолта Соединенных Штатов уже в августе этого
года. Это ли не показатель, насколько велик риск вложений в доллары.
Удивительно,
что на столь актуальный законопроект Правительство так и не удосужилось
направить официальный отзыв. Однако председатель Правительства свое
мнение по поводу политики властей США в отношение доллара высказал
вполне однозначно: хулиганят.
Возникает резонный вопрос: куда же
вкладывать золотовалютные резервы, если доллар утратит статус резервной
валюты? Во-первых, политика крупнейших центробанков ведет к тому, что
стоимость драгоценных металлов в долгосрочной перспективе будет
возрастать. Однако в резервах нашего ЦБ всего 7% золота, в то время как в
США, Франции, Германии и Италии, как уже говорилось, эта доля в 10 раз
выше, то есть 70%. Так что в этом направлении еще есть куда стремиться.
Во-вторых,
прекрасный пример дает Китай, где в прошлом месяце сначала председатель
Народного банка Китая, а затем и другие чиновники заговорили, что
резервы Китая, которые достигли 3 триллионов долларов, избыточны, их
необходимо сократить на две трети, в первую очередь за счет долларовых
активов.
Еще раньше, в марте, крупнейший в мире фонд облигаций
PIMCO объявил о том, что полностью избавился от американских
казначейских облигаций. Только представьте, как это звучит – главный
игрок на этом рынке отказывается от казначейских бумаг. Эта компания в
общей сложности управляет активами на сумму свыше одного триллиона
долларов, что превосходит капитализацию всего российского фондового
рынка, а консультирует этот фонд бывший председатель Федеральной
резервной системы США Алан Гринспен, который наверняка хорошо знает, что
делает. А знает ли, что делать, наш российский ЦБ?
Кстати, Китай
собирается использовать резервы для приобретения ресурсов и технологий,
необходимых для реальной экономики. Вот с кого нам нужно брать пример.
Если мы упустим этот момент и позволим Китаю опередить нас в процессе
избавления от валютных активов, то стоимость доллара вскоре значительно
снизится, а технологии и ресурсы подорожают, в результате чего мы вновь
окажемся в проигрыше.
Враги не мы, враги - они
Более
того, сам объем резервов, которые держит Центральный банк, также
вызывает вопросы. Согласно международным стандартам, резервы должны
покрывать объем импорта в страну за период от трех до шести месяцев. В
России резервы достигли уже 524 млрд. долларов, что вдвое больше объема
импорта за последний год (250 млрд. долларов). Учитывая, что Китай,
номинальный ВВП которого превышает российский в 4 раза, собирается
оставить в резервах триллион долларов, России должно быть достаточно 250
миллиардов, что соответствует годовому объему импорта и в 4 раза
превышает краткосрочный внешний долг страны. К тому же исторически
Россия всегда имела положительный торговый баланс, так что без импорта
страна в любом случае не останется.
На заседании Комитета один из
депутатов – противников закона открыто назвал тех, кто предложил данный
закон, врагами народа. Те аргументы, которые я изложил, говорят скорее
об обратном и позволяют вам составить свое мнение по поводу того, кто на
самом деле попадает в указанную категорию.
Очевидно, что
наступает переломный момент, когда необходимо переосмысливать стратегию
управления золотовалютными резервами, причем она должна быть публичной и
прозрачной. Для отработки всех необходимых методик расчета величины
госдолга, ВВП, денежной базы и так далее, которые будут утверждаться
Правительством, в проекте закона предусматривается период в 6 месяцев
после опубликования закона. По странам ЕС, например, достаточно
подробную информацию об указанных показателях публикует агентство
Евростат.
Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам, хотя и
не поддержал открыто законопроект, в своем заключении также указал на
необходимость создания механизмов, направленных на защиту золотовалютных
резервов от обесценивания. Прошу поддержать данный законопроект.
P.S.
Госдума 18 мая 2011
года рассмотрела закон, по которому Центральному банку вменяется в
обязанность прекратить покупки государственных бумаг стран, имеющих долг
свыше 100% ВВП, и продать в трехмесячный срок бумаги стран с долгом
свыше 120% ВВП.
Разработчиком законопроекта
является депутат Госдумы фракции КПРФ А.В. Багаряков. О проекте
федерального закона № 513624-5 "О дополнении статьей 50-1 Федерального
закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (о
мерах по повышению сохранности золотовалютных резервов Банка России).