Судя по анализу запросов поисковой системы Google, тема
эсхатологии крайне привлекательна для современного человека.
Словосочетание «конец света» - 1 730 000 запросов, «когда будет конец
света» - 1 миллион.
С чем связан повышенный интерес к эсхатологии у наших современников? С
обыкновенной модой? С любопытством? С реальными духовными трудностями?
Мы просим прокомментировать проблему протодиакона Андрея Кураева и врача-психиатра В. Г. Каледу.
Протодиакон Андрей Кураев:
- Вряд ли за этим стоит серьезное отношение к христианской вере.
Скорее, за этим стоит несерьезное отношение к религии. Это просто
жажда горячих сенсаций. Слегка пощекотать нервы при заведомом недоверии к
поводу щекотания. Ну как посещение корриды или фильма ужасов.
Дополнительный топинг к этому поп-корну - чувство собственного
превосходства: сначала а) «я знаю то, о чем еще не знают мои
непосвященные соседи» и затем б) «я-то знаю, что это чушь, но есть же
лохи, которые всерьез в эту чушь верят!».
Такова «религиозная жизнь» в эпоху гламура и попсы, когда Евангелие
оказывается менее востребованным, чем Апокалипсис. Впрочем, и из
Апокалипсиса знают только обложку (то есть факт существования такой как
бы страшной книги), тоже не читают, но нашли такую «пугалочку» и
играются ею. Никто из тех, кто шепчется про конец света в 2012, и не
подумает извиниться и покаяться хотя бы перед самим собой в 2013-м.
В. Г. Каледа врач-психиатр, д.м.н., профессор ПСТГУ:
Проблема «ожидания конца света» более серьезная, чем может показаться
при поверхностном рассмотрении. Бесспорно, для некоторых это просто
возможность «пощекотать нервы» и найти «оригинальный» вариант ответа на
вопрос, ответ на который и так очевиден. Но столь высокая
привлекательность этой темы свидетельствует, что есть и другие, более
фундаментальные причины обращения к данной проблеме и желание найти
ответ на этот отнюдь не жизнеутверждающий вопрос.
За этим стоит нарастание в обществе тревоги и неопределенного
ощущения реальности возникновения глобальной катастрофы. Любое крупное
событие (атаки террористов, экологическая катастрофа в Мексиканском
заливе, летняя жара, запуск адронного коллайдера) нередко приобретает
апокалиптический характер.
По данным Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году среди
инвалидизирующих заболеваний 2-е место после ишемической болезни займет
депрессия. Главная причина нарастания частоты встречаемости депрессивных
состояний, по мнению экспертов ВОЗ, - утрата традиционных религиозных и
семейных ценностей. Для депрессивных состояний характерно появление
пассивных суицидальных мыслей: «вот бы заснуть и не проснуться». При
таком фоне настроения и возникает интерес к вопросу: «А когда,
вообще-то, конец Света?»
Как правило, эсхатологические ожидания актуализируются при смене
исторических эпох. Так, наши предки ждали конца света в 7000 году от
Сотворения мира, т. е. 1492 году от Рождества Христова, и в 1491 году
многие отказывались засеивать поля, в связи с чем позже возник голод.
Подобные ожидания возникали и в начале ХХ века, и совсем недавно, в
начале третьего тысячелетия. В отдельные моменты и в отдельных кругах
эти проблемы актуализировались в связи с возможностью попадания Земли в
хвост кометы или падения на Землю астероидов. Некоторые люди с тревогой
ожидают 2012 год, когда будет конец света согласно календарю майя и
будет наблюдаться парад планет. Кто-то в связи с глобальным потеплением и
таянием ледников ожидает конец света в 2016 году. Исаак Ньютон якобы
предсказал конец света в 2020 году.
Сейчас есть немаленькая категория лиц, поглощенных проблемой
глобальной катастрофы, и на специальных сайтах серьезно обсуждают, как
выжить после неё отдельной семье и какими продуктами надо запасаться. Не
случайно в Америке сейчас стала популярной покупка специального
семейного бункера за 10 млн долларов, в котором на длительное время
можно укрыться от ядерного, химического и биологического оружия.
В психиатрии выделяют такое достаточно сложное понятие, как
сверхценные идеи, когда человеком овладевает какая-то идея, которая
эмоционально окрашена, занимает в сознание индивида неподобающее ей
место, он становится как бы «заряженным» этой идеей и мало способен
выслушивать какие-либо контраргументы и воспринимать явления в целом.
Нередко и эсхатологические идеи, идеи о конце света, о глобальной
мировой катастрофе в сознании некоторых людей приобретают характер
сверхценных. Они, как правило, возникают у лиц с некоторыми
патохарактерологическими особенностями.
Необходимо отметить, что есть и немало душевнобольных с эндогенным
психическим заболеванием, у которых бредовая фабула включает идеи о
конце света. Недавно у меня был больной - православный юноша, который в
остром психотическом состоянии заявлял, что через год будет конец света,
и его миссия - готовить к этому всё человечество. По мере его выхода
из психоза, срок конца света отодвигался на 5-10-15 лет, и затем он
заявил, что даты конца света никто не знает и каждый должен в первую
очередь думать о своем личном спасении.
Недавно, около двух лет назад, мы все с напряжением наблюдали за
событиями, связанными с пензенскими затворниками во главе с Петром
Кузнецовым, у которого диагностировалось выраженное психическое
расстройство и которого окружили личности с отчетливыми
патохарактерологическими чертами в отрыве от полноценной церковной
жизни.
Таким образом, по мнению В. Г. Каледа, повышенный интерес общества к этой
проблеме свидетельствует о нарастании неблагополучия в духовной и
душевной сферах современного человека.