Газета "Наш Мир" br> У Ситифане Ваисани, «пророка» Мозамбикской Церкви Сиона, воскресенье – самый
свободный день недели. В деревню Тчесса, где он живет, в будние дни стекается
народ, жаждущий исцеления. И лишь в воскресный день Ситифане отдыхает. Жители
деревни стараются не нарушать покой своего харизматичного лидера.
– У нас в деревне слепые прозревают и хромые ходят. Все, как написано в
Библии, – уверяет меня 33-летний «пророк».
Больные и хромые действительно сидят на бамбуковой подстилке в тени большого
дерева и ждут очередного сеанса исцеления.
– Сейчас я буду изгонять из них злых духов, – говорит Ситифане, надевая
разноцветное, расшитое крестами и звездами облачение.
Экзорцизм – основная изюминка Африканской Церкви Сиона. Ее адепты верят, что
в любом человеке есть демоны, от которых нужно освобождаться. Власть над бесами
дана «пророкам» Церкви, которые, впрочем, нередко во время сеансов экзорцизма
сами становятся жертвами злых духов, падая на землю и катаясь в экстазе, порой
даже теряя сознание.
Сама Церковь не имеет ничего общего с одноименным холмом в Иерусалиме и берет
свое название от американского городка Сион (Zion) в штате Иллинойс. Именно
оттуда в 1904 году один из основателей Церкви, пастор Даниэл Бриант, приехал в
Южную Африку с проповедью. Церковь прижилась сначала в ЮАР, а затем вместе с
возвращающимися домой рабочими-мигрантами ее учение попало и в Мозамбик. На
сегодняшний день существует несколько десятков Церквей Сиона, которые схожи по
своей сути, но не имеют между собой молитвенного общения. Община в деревне
Тчесса – часть Мозамбикской Церкви Сиона Иерусалима. Место, где сконцентрированы
дома прихожан Церкви, отмечено большими шестами с флагами, на которых по всему
периметру полотнища изображены кресты. В центре деревни располагается дом
«пророка».
Ситифане выходит из своего жилища с жезлом в руке, на голове красный колпак с
вышитым белым крестом посередине. Больные женщины становятся на колени перед
«пророком», местные мальчишки приносят белого голубя. Деревенский экзорцист
произносит несколько стихов из пророка Исайи, затем воздевает глаза к небу и
громко кричит, отпуская голубя. После этого ставит свой жезл на грудь ближайшей
к нему женщины и сильно давит им в район солнечного сплетения. Она начинает
громко вопить и затем падает на подстилку. С двумя оставшимися больными Ситифане
поступает так же. Женщины корчатся и кричать что-то на неизвестном мне языке, а
«пророк» кладет им поочередно руки на голову, громко произнося слова молитвы.
Больные успокаиваются, их тела обмякают, и они остаются лежать на подстилке в
полубессознательном состоянии.
Весь процесс изгнания бесов занимает от силы 15 минут. После этого женщины
поднимаются и как ни в чем не бывало возвращаются к своим делам. Многие
«пациенты» живут в деревне неделями, проходя ежедневные церемонии экзорцизма.
Аделаида Мпембве, одна из трех женщин, только что лежавшая без сознания,
рассказывает мне, что из Малави в Тчессу ее привез супруг две недели назад.
Аделаида не могла ходить и обращалась со своей проблемой к докторам, народным
лекарям и колдунам. Никто из них не смог ей помочь. И только здесь она нашла
исцеление.
– Я еще не до конца свободна от демона, мешавшего мне двигаться. Но сейчас я
уже сама встаю и хожу на небольшие дистанции, – говорит она. – И готовлюсь к
крещению.
«Пророк» Ситифане обращается ко мне, улыбаясь:
– Поживи с нами немного, ты еще и не такое увидишь.
Пользуясь приглашением, я решаю провести больше времени в Африканском Сионе.
В ближайшее воскресное утро мы собираемся в церковь. Женщины, дети и мужчины
надевают свои парадные облачения поверх ежедневной одежды, и наша процессия
шествует около двух километров к церкви. На входе нас встречает 81-летний пастор
Сайдон Насоне Нджеремука, которому уже известно о моем визите. Ребятишки заносят
в церковь тамтамы, и пастор дает знак к началу богослужения. Женщины запевают на
наречии ньянджа: «Павел и Сира сидели в тюрьме,/ Но явился ангел, который
отворил им дверь,/ И мое сердце радуется такому божественному промышлению».
Прихожане начинают хлопать в ладоши и танцевать. Одна песня сменяет другую,
«пророк» и престарелый пастор пляшут вместе со своей паствой в центре круга,
задавая тон очередному песнопению. Затем Сайдон Нджеремука читает несколько
отрывков из Библии и обращается к народу с проповедью. Сидящий радом со мной
Ситифане между тем рассказывает:
– Мы молимся Богу, Иисусу Христу и тому голубю, что сошел на Иисуса в день
Крещения.
Меня поражает такое деревенское богословие, и я спрашиваю:
– А почему ты разделяешь Бога и Иисуса? Разве по христианскому вероучению
Иисус не Бог?
– Ну, он почти Бог, – сконфузившись, отвечает «пророк». – Он Сын Божий, но
пока еще не Бог. До конца времен миром правит Отец. Он как президент. А Иисус
сейчас что-то вроде премьер-министра. А вот когда придет Судный день, Иисус
сядет на небесный трон, тогда он и станет Богом.
– А что же будет делать Бог-Создатель?
Ситифане чешет свой красный колпак.
– Ну... Он будет как мой отец. Вот когда я был маленький, мой папа работал,
приносил деньги в семью, заботился о нас. А потом я вырос и занял его место.
Отец сейчас отдыхает. Общается с друзьями, слушает радио. Вот так, думаю, и
Бог-Иегова поступит...
После богослужения пастор объявляет, что четыре человека решили стать членами
Церкви и принять крещение. Мы отправляемся к купели – небольшому естественному
водохранилищу, служащему резервуаром для орошения почвы. Пастор заходит в воду
по грудь и приглашает по очереди желающих совершить крещение. Читает молитву,
воздевает руку к небу и единожды погружает каждого человека в воду. Один из
новокрещеных – 12-летний Китуту, сын «пророка» Ситифане. Затем члены Церкви
становятся на колени, а Сайдон Нджеремука читает благодарственную молитву, в
которой в числе прочего просит оградить свою паству от нападений змей и львов,
крокодилов и скорпионов. После молитвы все поднимаются с колен, за исключением
новокрещеных. Члены общины приветствуют их рукопожатиями и поцелуями.
Все вместе мы возвращаемся в деревню, где уже циновки накрыты кашей из
кукурузной муки с каким-то травяным соусом. После деревенский «пророк» снимает
свое облачение. Садится в кресло, закрывает глаза и как будто засыпает. Затем
зовет своего сына и просит принести ему радио. Настроив приемник на какой-то
христианский канал, Ситифане отпускает Китуту и снова закрывает глаза,
погружаясь в дрему. Наверное, ему тоже не терпится быстрее отойти от своих
ежедневных «пророческих» дел и отправиться на покой, передав дела своему сыну.
Чтобы лежать вот так в тени и слушать радио – единственное, что связывает
деревню с внешним миром.
|