Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Пока любопытный западный мир разбирался, склонил ли глава МВФ Доминик Стросс-Кан нью-йоркскую горничную к оральному сексу принуждением или деньгами, хитрый бедуин полковник Каддафи добился от Запада всего того, о чем грезил банкир при виде черной уборщицы.
Сегодня этого уже не скрыть: операция по быстрому разделу Ливии (об этом тайном плане «РГ/РБ» рассказала читателям первой в Европе) умерла при родах. Так называемые повстанцы, приведенные в Европу за руку президентом Франции Саркози, оказались совершенно не боеспособными. Сидя под прикрытием авиации союзников в Бенгази, они дрожат при имени старого полковника и давно уже не мечтают о Триполи. С огромным трудом Западу удалось за три месяца склепать там некое подобие власти и назвать его Национальным переходным советом. Франция, Италия и почему-то Сенегал тут же этот Совет признали единственным легитимным правительством Ливии. Остальные пока воздерживаются.
Здесь правильно бы вспомнить добрым словом нашего канцлера: в середине марта, когда началось воздушное наступление на Каддафи и почти всем (кроме нас с вами, дорогие мои собеседники) казалось, что полковник через день-другой последует примеру своих соседей-неудачников и сбежит из страны, Ангела Меркель воздержалась от участия Германии в этой акции. Коллеги по политической сцене обрушились на канцлера, словно авиация НАТО на Ливию, упрекая ее в нелояльности к союзникам; Меркель держалась.
«Между мятежным Бенгази и сытым Триполи лежит почти тысяча километров, – писала наша газета в середине марта. – Лишившись неба, полковник Каддафи лишился и реальной возможности протянуть через эту даль руку возмездия. Бенгазские саркозийцы же, при любой воздушной поддержке, к походу на Триполи созреют не скоро. Да им и не нужно. Ведь нефть, газ, порт и трубы уже в их руках!»
Значит, будут две Ливии. В Африке за примером сецессии (то есть выхода части страны из состава государства) далеко ходить не надо. Вон рядом только что разделенный Судан, есть Эфиопия и Эритрея… Будет и Восточная Ливия или Демократическая Республика Киренаика…
Проблема не в названии, а в содержании. Попробуйте представить себе фантастическую картину, когда дюжина бандитских кланов под патронатом Запада вдруг стала правительством независимой Тюмени!.. И что за этим последует?
Теперь понимаете, почему мудрая Меркель отказалась от богатого плана Саркози?
Спустя два месяца после начала воздушного похода на Триполи, опасения Меркель оправдались многократно: Запад оказался в грязной ливийской ловушке. Выйти из игры, дать задний ход – значит превратить Каддафи в нового супер-Бен-Ладена, звезду арабского мира. В роли победителя эксцентричный полковник, у которого «едет крыша» еще со времен молодого Брежнева, может стать гораздо опаснее «Аль-Каиды». Начать наземную операцию против Каддафи? На это ни Саркози с Обамой, отягощенные своими предстоящими выборами, ни уж тем более тонущая в зеленой волне Меркель согласиться не могут. Остается, значит, всего три варианта:
– убить Каддафи
– купить Каддафи
– забыть Каддафи.
Выбор, скажем честно, богатый только на словах. Убить матерого полковника точно никак не проще и не дешевле, чем стоило достать Бен Ладена. И растянуться эта охота может тоже надолго.
Купить Каддафи еще тяжелее. Собственно говоря, западные политики проделывали с ним этот фокус не раз, в том числе и не так давно, когда вернули его, как говорится, в лоно семьи, простив даже взорванный над Шотландией лайнер. Беда в том, что в сделке с хитрым бедуином покупатель и товар мгновенно меняются местами. Доказал он это не раз, заставив, к примеру, власти Швейцарии униженно извиняться за временный арест его сына-убийцы. Так что на роль покупки наши политические элиты согласятся с еще меньшим удовольствием, чем на положение «гвинейской горничной» при полковнике.
Остается третий вариант – забыть Каддафи. И кажется, он начал воплощаться в реальность. В понедельник, когда пишутся эти заметки, Россия приступила к переговорам с Национальным переходным советом, Франция приняла решение использовать в Ливии боевые вертолеты. А в Сенат США поступил проект резолюции, разрешающей армии продолжить операции в ливийском небе.
Все эти грозные, с первого взгляда, действия являются на самом деле ширмой уже почти предложенного Каддафи перемирия. Потому что прошедшие два месяца показали: без вмешательства наземных сил союзников Каддафи из Ливии не выкинуть. Конечно, всегда остается шанс для удачи, и шальная ракета может накрыть полковника, вопреки всякой логике. (История знает подобные случаи. Утром 31 марта 1918 года красные артиллеристы вели неприцельный беспокоящий огонь по дальним позициям белых. В цель попал ровно один снаряд, тот самый, что убил легендарного генерала Лавра Корнилова и, по мнению многих ученых, склонил чашу военных весов в пользу большевиков).
Однако Западу в этой азартной игре вряд ли стоит надеяться лишь на слепую удачу. И значит, списать полковника Каддафи в политический мусор не удалось. С ним придется договариваться, чтобы как можно быстрее перевести ливийское воспаление из острой фазы в хроническую. Только тогда, оставив все унизительные подробности в прошлом, можно будет начать забывать эту позорную историю.
Уверен, что психологи-опекуны «гвинейской горничной» со временем дадут ей тот же совет.