Газета "Наш Мир" br>
Около месяца, с конца апреля по 21 мая, в Москве и некоторых других
городах России шла запомнившаяся многим рекламная кампания конца света.
"Господь грядет 21 мая" – гласили многочисленные билборды, оформленные в
багровых тонах.
Мелким, не всеми хорошо читаемым шрифтом внизу плакатов приводились
подробности: конец света предсказывает американский проповедник и
владелец медиахолдинга "Семейное радио" Гарольд Кэмпинг. Апокалипсис был
назначен на 6 утра по московскому времени субботы 21 мая 2011 года.
Сейчас, когда намеченный Кэмпингом срок светопреставления уже
миновал, интересно понять – что это было? Интересно, по крайней мере,
для россиян – если жители США с их обилием протестантских сект и
конфессий к подобным рекламным кампаниям привычны, то для России
подобные билборды в таких количествах пока еще в новинку.
Более того, уже сейчас говорят о случаях обострения душевных
расстройств и нескольких десятках гипертонических кризов, наблюдавшихся
20 и 21 мая и связанных с паническими настроениями. "20 и 21 мая мы
несколько раз выезжали к бабушкам, которые переволновались из-за этих
плакатов и плохо себя чувствовали", – подтвердил автору статьи Сергей,
сотрудник одной из московских станций скорой помощи.
Видимо, часть жителей даже крупнейших городов страны – вероятнее
всего, пожилые люди – хотя бы отчасти поверили плакатам и так или иначе
ожидали конца света.
Это весьма напоминает эффект, который производили проповеди сектантов
на крестьян и мещан дореволюционной России – известны случаи, когда в
Ветлужском уезде (нынешняя Костромская область) в 1909 году после
посещения села проповедниками конца света большинство жителей заготовило
гробы, пошило похоронные одеяния, и назначенный проповедниками-скопцами
день всё село встретило лежа в гробах и ожидая апокалиптической
развязки.
Хотя, конечно, из-за неизмеримо возросшего за столетие уровня
информационного "шума" эффект от проповеди Кэмпинга оказался столь же
неизмеримо слабее. Что компенсировалось моментальным охватом аудитории, о
котором проповедники старых времен не могли и мечтать.
С юридической точки зрения религиозная реклама в России считается
социальной. В особый подвид ее пока не выделили из-за малой
распространенности. Как результат – федеральный закон "О рекламе" никак
не регламентирует ее содержание (кроме общих для всей рекламы рамок
уголовного кодекса и запрета на рекламу запрещенных товаров и услуг).
Поэтому механизма, могущего заставить подобных рекламодателей "ответить"
за столь радикальные прогнозы, не существует.
Даже норма о запрете "недостоверной" рекламы, имеющаяся в
соответствующем федеральном законе, не слишком хорошо применима в данном
случае, считает известный адвокат Леонид Ольшанский.
"Речь о достоверности или недостоверности применительно к рекламе
заходит тогда, когда рекламодатель предлагает потенциальным клиентам
заключить сделку, – пояснил юрист. – Например, было бы написано так:
Господь грядет, вступайте в наши ряды. Но ведь этого на плакатах не
было. А значит, адвокат рекламодателей наверняка сможет убедить суд, что
речь шла не более чем о прогнозе, о добросовестном заблуждении
проповедника. Нет предложения сделки – нет и факта "обжуливания" при
помощи рекламы".
В США, где проблема регулирования подобного рода рекламы куда более
насущна, федеральное законодательство на этот предмет аналогично, но
власти отдельных штатов имеют куда больше прав устанавливать свои
законы.
Впрочем, в большинстве штатов эти законы вполне либеральны. Так,
рекламная кампания Гарольда Кэмпинга аналогичного содержания была
легальна на всей территории США – нормативных актов о запрете
объявлений, могущих потенциально создать панику, не существует.
Впрочем, в США имеются два крайне эффективных механизма, позволяющих
отсекать предположительно возмутительную для большинства аудитории
рекламу. Это судебная система – теоретически любой гражданин, напуганный
билбордом о конце света, может отсудить у рекламодателя компенсацию за
лечение или моральный ущерб. И "гражданская ответственность"
рекламодателя – механизмы общественного осуждения, "нерукоподаваемости"
работают так эффективно, что размещать, скажем, атеистическую агитацию в
маленьком городке на юге Штатов никому не придет в голову. Ущерб для
репутации будет крупный (в том числе и для владельца рекламных
площадей), а польза невелика.
В России оба эти механизма – и судебный, и "репутационный", усиленный
административным нажимом – также применяются. Однако куда менее
эффективно. Так, получить компенсацию за нервный срыв или сердечный
приступ, полученный от рекламы о конце света, будет практически
невозможно, считают юристы.
"Конец света – это не порнуха, за него никого не накажут", – такой
ответ автор статьи получил сразу от нескольких юридических бюро,
напоминая о единственном за последние годы "неполитическом" уголовном
наказании за наружную рекламу: хулиган, сумевший вывести на рекламные
мониторы в районе Садового кольца Москвы порноролик, в 2010 году
приговорен к 5 годам лишения свободы.
Правда, неформальные органичения в России все-таки работают.
Например, политизированные блогеры, уже второй год на День Победы
размещающие на общественном транспорте портреты Иосифа Сталина,
сталкиваются с почти непреодолимыми трудностями – им под разными
предлогами отказывают все владельцы рекламных носителей.
Трудности возникли и у пропагандистов-антиклерикалов из фонда
"Здравомыслие" – в 2010 году им не удалось организовать широкую
рекламную кампанию с текстом статьи Конституции РФ о свободе совести.
Иными словами, механизмы ограничения подобной социальной рекламы
религиозного и околорелигиозного содержания существуют. Но действуют
только тогда, когда подобная реклама мешает чиновникам или пугает их.
Эмоции же и нервы рядовых граждан государство не слишком интересуют.
В дореволюционной России, особенно до религиозных послаблений 1905
года, бродячие проповедники-сектанты, предсказывающие скорый конец
света, считались угрозой общественному благонравию и государственной
религии и потому преследовались.
Впрочем, и после 1905 года проповедь конца света не могла, например,
появиться на страницах респектабельного периодического издания – да и в
бульварных листках представить себе объявление вида "Господь грядет 21
мая 1911 года" затруднительно. До того градуса религиозной свободы,
который имелся на тот момент в Северо-Американских Соединенных Штатах,
где с середины XIX века процветали общины мормонов и им подобных
провозвестников Апокалипсиса, России было очень далеко.
Некоторое повышение градуса этой свободы случилось в 1920-е годы,
однако и тогда предсказывать конец света широковещательным образом было
затруднительно. Очевидной причиной светопреставления для слушателей
проповедников мог быть только приход к власти большевиков – об этом, то
есть о Ленине и Троцком как "антихристах", и говорили, но, по понятным
причинам, не в газетах и не на рекламных плакатах. Да и длилась
религиозная свобода недолго – уже в 1925 – 26 годах все альтернативные
религиозные общины (в т.ч. баптисты) начали подвергаться репрессиям и на
рубеже десятилетий составили костяк соловецких заключенных наравне с
православными священниками.
При этом стоит помнить, что разговоры о грядущем конце света "через
безбожных большевиков" не прекращались: в деревнях об этом говорили
шепотом, но постоянно. Народная эсхатология – одна из самых живучих
сторон традиционной культуры, так что до перестроечных времен предания о
грядущем вскоре конце света дошли практически неповрежденными. И на
рубеже 80-90-х годов успешно скрестились с плодами работы зарубежных
сектантов-проповедников.
В США, где религиозная пропаганда любого толка (в рамках уголовного
кодекса) всегда была разрешена, а набожность населения и особенности
законодательства сделали духовные общины состоятельными – проповедники
не уставали осваивать новые и новые средства коммуникации.
Придорожные билборды, появившиеся вместе с американскими хайвэями;
бесплатные рекламные газеты, радиостанции, телевидение, молодежные
субкультуры, интернет – везде в числе ключевых рекламодателей значились и
значатся различные духовные общины, от Римско-католической церкви до
сект любого разбора.
К концу 1980-х годов, когда для проповедников из-за рубежа начали
открываться границы СССР, советские граждане столкнулись не только с
американскими церквами и сектами, но и с их азиатскими "клонами", еще
более тоталитарными и оттого куда более активными. В начале 1990-х годов
почти в любой московской школе можно было насчитать представителей до
десятка различных конфессий, считая как традиционные церкви, так и
модернистские изводы протестантства – адвентизм и т.п.
Правда, даже тогда билборды, повествующие о скором конце света, в
России не появлялись. Скорее всего, лишь по техническим причинам – в
начале 90-х годов в стране еще не было развитой индустрии наружной
рекламы. Проповедники ограничивались газетами, некоторыми телеканалами и
радио.
Нынешнюю рекламную кампанию Гарольда Кэмпинга следует поставить в
контекст с вообще усилившимся за последние годы потоком религиозной
рекламы.
Учтем, что традиционные конфессии России рекламными кампаниями в
узком смысле этого слова не занимаются; тем не менее, вдоль главных
российских трасс так или иначе можно встретить билборды духовного
содержания. Иногда они по своему содержанию почти курьезны: например,
под табло "Участок трассы обслуживается организацией NN" можно подчас
найти крупный плакат "Господи, спаси и сохрани!".
Нельзя не напомнить и недавнюю (куда меньшую, чем у Кэмпинга, по
масштабам) кампанию с желтыми билбордами "10 заповедей". Появившись у
обочин дорог в 2005 году, они транслировали десять ветхозаветных
заповедей, причем организация, их распространявшая, предпочла не
подписываться.
В большинстве случаев такие рекламные кампании оплачивают религиозные
люди из числа предпринимателей данного региона. Это считается
свидетельством благонамеренности спонсора – тем более, что изрядная
часть рекламных конструкций принадлежит приближенным к правительствам
регионов компаниям. Среди инициаторов появления подобной рекламы иногда
бывают и священники – но такие случаи куда более редки и проходят почти
исключительно в порядке частной инициативы.
|