Газета "Наш Мир" br> На вооружение военно-воздушных
сил Китая принят новый тяжелый бомбардировщик H-6K. Данная новость
возможно станет сенсацией для россиян, которые увлеченно следят за
развитием нынешней военной авиации, поскольку им прекрасно ведомо
происхождение данного самолета.
H-6K это последняя на
сегодня модель серийной модификации бомбардировщика H-6 – копии
знаменитого некогда советского Ту-16, созданным КБ А. Н. Туполева в
40-50-х годах прошлого века, и который Китай производил по лицензии.
Вечный самолет
Что же это такое H-6K, что он представляет собой и что в нем осталось от советских разработок, кроме своеобразной внешности?
XianHong-6K
(по-китайски «Сянь Хун-6K») представляет собой дозвуковой самолет,
который несет на борту крылатые ракеты большой дальности. За счет
применения главным образом советских-российских технологий периода
70–80-х годов было достигнуто улучшение характеристик машины, которые
позволили существенно расширить возможности старого Ту-16. Запад
присвоил новому китайскому бомбардировщику, то же наименование, что и
его предшественникам, – «Барсук» (по-английски Badger).
Самым
большим изменениям подверглась силовая установка бомбардировщика, его
вооружение и радиоэлектронное оборудование. Самолет оснастили
двигателями Д-30КП, подобные тем, которые еще недавно ставились на
авиалайнеры Ту-154, Ил-76 и ряд других. Применение новых двигателей
вместо, использовавшихся на прошлых модификациях, WP-8 (скопированный
двигатель АМ-3), с одновременным увеличением объемов топливной нагрузки
позволило существенно увеличить радиус полета машины – с 2000 до 3000
тысяч километров, несмотря на то, что под крылом размещены крылатые
ракеты (КРВБ). Машина получила более мощную РЛС – обтекатель радара
занял почти весь нос фюзеляжа, в результате этого H-6K лишился
специфического для предшествующих модификаций Ту-16 «стеклянного носа».
H-6K несет 6-ть КРВБ CJ-10А по 3-и с каждой стороны, на индивидуальных
точках подвески.
Теперь на самолете отсутствует внутренний
бомбовый отсек, а в освобожденных объемах корпуса размещена аппаратура
РЭБ и часть запаса топлива.
H-6K, в отличие от части предыдущих
модификаций не перестраивался из старых самолетов, а изготавливался с
нуля. Учитывая срок службы нынешних тяжелых бомбардировщиков, H-6K имеет
все шансы остаться в строю до 2052 года. Именно тогда исполняется ровно
100 лет с момента первого полета советского Ту-16.
Причины в
такой степени завидного долгожительства очевидны. И в США, и в СССР в
начале 50-х годов прошлого века были созданы весьма удачные и
долговечные системы, которые усовершенствовались только благодаря
развитию электроники и появлению более передовых систем вооружения. Уже
следующие модели, которые были созданы на рубежах 50–60-х годов, а
именно сверхзвуковые бомбардировщики типа Ту-22 или B-58, сняты с
вооружения намного ранее своих старших дозвуковых «братьев», которых
они, по идее, должны были заменить. Причиной тому стали куда более
высокая стоимость эксплуатации и не очень высокая надежность первых
сверхзвуковых бомбардировщиков, а также их «узкая специализация» –
летно-технические характеристики этих машин сильно ограничивали
возможность создания разноплановых модификаций. Из дозвуковых машин –
особенно Ту-95 и Ту-16 было создано десятки вариантов, превратив их в
«мастеров на все руки».
Ракетная интрига
Ту-16
морской авиации и ВВС СССР оснащались различным бомбовым и ракетным
вооружением, однако они никогда не применялись в качестве носителей
стратегических крылатых ракет. Это была прерогатива исключительно Ту-95 и
Ту-160. Но H-6K получил как раз такие КРВБ: CJ-10A, которые скопированы
с советских-российских Х-55. Но данный выбор никого не удивит, ведь
другого тяжелого самолет в Китае просто нет.
Вопрос вызывает
назначение получившейся системы «самолет-ракета» и ёё возможностей.
CJ-10А (ChangJian 10А, «Чан Цзян 10А») являет собой дозвуковую крылатую
ракету большой дальности, до 2200 км. И это, практически, все, что можно
сказать о ней сегодня. Неизвестно, может ли она лететь на малой высоте,
огибая рельеф местности, и так же неизвестна ее реальная точность –
круговое вероятное отклонение.
Непонятен пока и генезис самой
ракеты. Не вызывает сомнения ее родство с Х-55, но до настоящего времени
никто не знает, произошло ли создание КРВБ в результате успеха
спецслужб КНР, которые сумели украсть какую-то часть документов по Х-55 и
воссоздать советское изделие, или же это произошло в результате
копирования готового образца, который был куплен у Украины. Напомним,
что основным изготовителем Х-55 до распада СССР было харьковское
авиационно-производственное объединение.
Не завися от реального
потенциала CJ-10 в плане полетов на малых высотах и точности ее
попадания можно с уверенность говорить, что с созданием H-6K КНР обрела
полноценную «длинную руку», которая способна атаковать значимые объекты,
без входа в зону противовоздушной обороны. Дальность полета H-6K не
дает возможности этим самолетам наносить удары по объектам, которые
расположены, например, на территории Америки, но они вполне могут
использоваться против боевых надводных кораблей ВМФ США, включая
авианосные группы, а также их целями могут стать некоторые зарубежные
базы Пентагона.
Итак, создание стратегических крылатых
ракетоносцев свидетельствует о претензиях Поднебесной на превалирование в
Азиатско-Тихоокеанском регионе, значимость которых только растет с
появлением иных элементов современной китайской армии, включая
перспективные атомные подводные лодки и собственный авианосец.
О
технологических преградах в промышленности говорилось неоднократно, и
разработка новой модели бомбардировщика H-6 является одним из лучших
примеров происходящего. В настоящее время создание принципиально нового
самолета, особенно в таком секторе, как стратегическая авиация, стоит
настолько дорого, что модернизация машины почти шестидесятилетнего
возраста является пожалуй оптимальным выходом с точки зрения меры
«стоимость-эффективность».
В этом случае реализация данного
проекта облегчена еще и тем, что для носителя крылатых ракет большой
дальности летные характеристики самолета не столь критичны, как для
истребительной авиации, и наличие готовой надежной машины позволило
китайцам обойтись небольшой кровью.
|