Для очередного витка эволюции достаточно всего несколько веков. Сегодня человечество достигло такого уровня развития, что контролирует всю земную экосистему и уничтожает целые виды, будь-то зубры или малярийные комары. Уничтожаются и вредные, и полезные виды животных, хотя и по различным причинам. Вполне возможно, что через несколько десятилетий мы сможем увидеть тигров, слонов и обезьян только в зоопарке. Гибели видов способствует и вырубка старых лесов, а в новых лесах уже нет того разнообразия фауны, что раньше. А для морских видов губительны интенсивная рыбная ловля и загрязнение океана.
Все это – известные процессы, но даже они не сравнятся по масштабам с гибелью целых классов живых организмов, что происходило в прошлом. И хотя можно пожалеть о невозможности поохотиться на динозавров, все же без них нам ничуть не хуже, чем с ними.
Но
проблема вымирания видов касается не только животных, но и некоторых
людей. На протяжении истории люди были более-менее равны. Даже сильно
отличные по своему развитию культуры, такие как римская и германская,
могли конкурировать на равных, а когда дело доходило до рукопашной на
мечах, побеждали почти всегда германцы. Сегодня по всему видно, что
варвары утратили это преимущество.
В Америку постоянно прибывают все новые выходцы из Африки и Мексики, но у большинства африканцев и мексиканцев нет никаких шансов стяжать американские блага. Африканцам удалось существенно повысить уровень жизни в своих странах за счет объедков со стола западных технологий. В относительном выражении жизненные стандарты в Африке резко повысились, однако в абсолютном выражении пропасть продолжает расширяться. Некоторые культуры вообще непродуктивны. Культура образования, навыки обучения – все это формируется не одно поколение, и к тому времени, когда появятся первые чернокожие академики, Запад уйдет слишком далеко.
Исторически сложилось так, что примитивные общества побеждали своих развитых конкурентов военными методами. Сегодня это уже невозможно: представьте себе автомат Калашникова против боевых истребителей. Есть сценарий культурной деградации: с одной стороны, европейцы все меньше работают и заводят детей, расчищая дорогу для иммиграции из стран третьего мира; с другой стороны, эти же иммигранты полностью ассимилируются в новой культуре за одно-два поколения. В итоге Франция полна преуспевшими выходцами из Марокко, тогда как их родственники на родине отчаянно борются за жизнь.
Сегодня нет такого «Гринписа», который может спасти вымирающие культуры, да и вряд ли он нужен.