Опять звонили из телевизионной социологической службы и хрустальным голосом спрашивали, кто у нас смотрит телевизор. Разумеется, я сухо ответила: «Никто». Барышне повезло: менее гуманные граждане с иезуитской вежливостью объясняют почему. Хотя их никто не спрашивает. Барышням от таких разъяснений ни тепло ни холодно. Нас мало и не для нас голубеют экраны.
На днях один социолог рассказал мне, как у него просила интервью съемочная бригада нового телеканала, название которого ему ничего не говорило. Он взял тайм-аут, чтобы навести справки и посоветоваться с коллегами. Те сделали большие глаза: будь осторожен, друг, ибо некий известный телеканал из трех букв взял манеру, выезжая к приличным людям, прикрываться псевдонимом, поскольку его настоящее имя внушает этим людям рвотные чувства и они отказывают в интервью. Но всех не обманешь, и приличные люди все реже появляются на экране.
А все почему? Потому что они, приличные, тоже не смотрят ТВ и уже не различают, кто там вполне ничего себе, а от кого попахивает.
Еще лет пять назад старшее поколение моей семьи намекало, что имеет место засекреченная государственная программа по оскотиниванию населения, реализуемая посредством телевизора. На это молодое поколение верещало «все бы вам теории заговора выискивать» и уверяло, что это просто рынок: население у нас такое, оно желает Петросяна. Теперь я склонна не просто согласиться, но и развить эту теорию. И поаплодировать создателям программы. Их деятельность приносит наглядные, грубые и зримые плоды.
В оскотинивании есть три составляющие. Одна — культурная, вторая — политическая, третья — человеческая. Неправда, что ценности народа и, соответственно, его запросы на информацию формирует сам народ. В наше время их формируют те, кто владеет монопольным правом на распространение информации, прежде всего телевизионной: именно она доступна большинству. Оставим в стороне те из ценностей, которые связаны с воспитанием человека как человека (хорошего, доброго, терпимого и сочувствующего) и остановимся на тех, которые относятся к человеку как к существу общественному и политическому.
Пощелкав по каналам, можно убедиться, что месседжей относительно этих ценностей несколько.
Первый. Должно быть весело любой ценой — даже в периоды, когда в стране совсем невесело. Этот пир во время чумы предполагает, что гражданам не следует интересоваться ничем, что выходит за круг их узкого мирка, не нужно следить за событиями в стране и, упаси боже, их анализировать. Таким нехитрым образом воспитывается человек, безразличный ко всем социальным институтам. Он просто не подозревает об их существовании — это раз, а если и подозревает, то не видит в них необходимости, — это два. Чем хорош такой человек? Он послушен и равнодушен.
Заметим, что это «весело любой ценой» не включает сатиры, что и понятно. Ее восприятие требует от человека интеллектуального усилия, а у нас оно не приветствуется. «История одного города» (Глупов, если кто забыл) смешна тогда и тем, кто успел прочитать кое-что из истории родного государства, и в особенности тем, кто может соотнести эту историю с происходящим сейчас. А уже все это вместе — с бессмертным, к сожалению, произведением Салтыкова-Щедрина. Поскольку это предполагает анализ и рефлексию с последующими выводами, сатира из оборота исключена.
Второй. Поменьше анализа, побольше эмоций. Зрителю не предлагают интеллектуального продукта. Ему предлагают продукт, бьющий по его чувствам. Зачастую этот продукт упакован в псевдоинформационную форму: новости и ток-шоу на как бы интеллектуальные темы построены так, чтобы дать зрителю минимум информации для собственного размышления и максимум эмоций.
Образно говоря, ему дают не парное мясо, а прожеванную котлету. Тем самым его как наркомана сажают на эмоциональную иглу, отучая думать и анализировать. Образно говоря, отучая его выбирать свежее мясо и пользоваться зубами. Чем хорош такой зритель? Куда скажут, туда и пойдет.
Третье. Количество лжи и, я бы даже сказала, системная лживость телевидения приучают людей к мысли, что так и надо и что правда — это какая-то ерунда, без которой можно запросто обойтись. Вокруг себя люди видят одно, в телевизоре — другое. Это приводит к отучению от способности использовать мозги. Что мы имеем в итоге? Гражданина, который, по опросам, всем недоволен, но нежно любит тех, кто это все ему устраивает.