Газета "Наш Мир" br>
В России проходят школьные выпускные экзамены (ЕГЭ). Его сдает
первое поколение школьников, выросших с Интернетом. Информационные
технологии во многом изменили образование, бывшее привычным лет 20
назад. Сегодняшние выпускники школ и студенты с доступом к Интернету
получают не только океан информации, но и новые возможности обходить
правила. Мобильная связь позволяет делать это прямо на экзаменах. Какие
проблемы это создает в образовательной системе США и как они решаются –
об этом сегодняшняя техносреда.
Согласно данным опроса, проведенного профессиональным изданием,
учащиеся пользуются следующими технологичными приемами: 26% записывают
нужную информацию на телефон и просматривают ее во время экзамена, 25%
посылают СМС друзьям и спрашивают у них ответы, 17% фотографируют
экзамены и затем пересылают фото друзьям, 20% ищут ответы в Интернете
при помощи мобильников, 48% предупреждают друзей о предстоящей проверке
телефонным звонком или СМС. Что интересно, 25% подростков не считают
все это обманом и называют «помощью».
Еще больший процент злоупотребляет Интернетом. 52% признались, что
занимались тем или иным копированием. При этом 36% не считают загрузку
готовой работы серьезным нарушением, а 42% думают, что копирование из
Интернета в худшем случае просто небольшое нарушение (все данные
интернет-издания HigherEd Morning).
Наряду с технологичными приемами, студенты США пользуются и старыми
способами. Они пишут шпаргалки на этикетках бутылок с напитками. Текст
наносится на внутреннюю сторону, и его видно, только если смотреть
через бутылку. Обычные шпаргалки тоже используются, при этом они
распечатываются на принтере самым мелким шрифтом. Студенты также пишут
шпаргалки на карандашах и на теле, чаще всего на локтях. Они приходят
на экзамен в одежде с длинными рукавами и закатывают их, когда нужно
списать. Другие пишут на щиколотках и прячут написанное под носки.
Девушки пишут на внутренней поверхности мини-юбок или блузок с глубоким
вырезом с тем расчетом, что преподаватели избегают смотреть на эти
места. В некоторых случаях вместо студента сдавать экзамен приходят
подставные лица.
Теперь о способах борьбы с этими нарушениями и прежде всего с
копированием работ из Интернета. Среди них центральное место занимает
сайт turnitin.com (и подобные). Он основан на неточных поисковых
механизмах, которые позволяют обнаружить копирование при неполном
совпадении текста. Поиск осуществляется по более чем 150 млн
студенческих работ и 90 тыс журналов и книг. Некоторые преподаватели
пользуются обычными сетевыми поисковиками, что дает в определенных
случаях результаты не хуже.
Чтобы избежать обнаружения, некоторые студенты ищут информацию на
одном языке, например, на испанском или китайском, а затем переводят
текст с помощью онлайнового переводчика. Тут нужно заметить, что
качество таких переводов очень низкое, и проверяющий, который читает
текст даже с минимальным вниманием, должен без труда обнаружить
копирование. Однако этот способ имеет распространение.
В борьбе со списыванием преподаватель ставит вопросы на экзамене
каждый новый раз в случайном порядке. Это практически исключает
списывание у соседа и затрудняет списывание с готового списка ответов.
Другие приемы включают проведение экзамена: с малым числом студентов, с
несколькими помощниками, ходящими по рядам, с изменением материала на
повторных экзаменах. Конечно же, на экзаменах часто полностью запрещают
пользоваться сотовыми телефонами и другой электроникой.
Настоящей бомбой для профессионалов образования стала статья так
называемого «теневого ученого»
(http://chronicle.com/article/The-Shadow-Scholar/125329/). Это псевдоним
сотрудника компании, пишущей работы для учащихся. Под защитой
анонимности он открывает некоторые секреты своей профессии. Для многих
они оказались на грани с цинизмом. Статья собрала более 600
комментариев, и эта реакция, видимо, отражает масштабы проблемы. На
практике за деньги оказывается возможно купить любую письменную работу –
от школьного сочинения до диссертации аспиранта. Обнаружить подлог при
этом практически невозможно, так как каждый раз действительно пишется
новая работа. Все дело в том, что пишет ее не студент, а
профессиональный копирайтер за деньги.
В Англии организация Cambridge Assessment, организующая экзамены по
английскому языку, объявила о новой компьютерной системе, которая
обнаруживает экзамены с одинаковыми баллами (при системе множественного
выбора). Канадским студентам за списывание ставят особую оценку FD и
при повторном ее получении отчисляют.
|