Газета "Наш Мир" br> При создании Евросоюза предполагалось, что еврозона станет
еврокрепостью. Руководители стран ЕС, вероятно, надеялись, что при
объединении разновеликих возможностей их экономик произойдет
синергический эффект от интеграции наиболее развитых отраслей
промышленности, что позволит им вытянуть и остальные отрасли экономики.
Поначалу так и было. Однако со временем Евросоюз превратился в
"проходной двор".
В ЕС стали принимать не только слабые
страны, но и явных аутсайдеров. Причем принимать уже не по
экономическим, а по политическим причинам и даже по геополитическим
(по-сути военным) мотивам. В результате все прежние усилия и достижения
пошли насмарку. Ветераны Евросоюза (такие страны, как Германия,
Франция и Италия) не смогли вытянуть целый обоз слабых стран. Так что
им пришлось задуматься : "Как быть дальше ?".
Но и вновь
принятые страны озаботились тем же. Например, в Словакии, вероятно,
надеялись, что, как только войдут в еврозону, их проблемы решатся сами
собой. Но не тут то было ! Те средства, на которые раньше расчитывали
словацкие банкиры и промышленники, уже ушли в Грецию и Ирландию. А те
финансовые ресурсы, которые у Евросоюза еще остались, скорее всего,
плавно уйдут в Испанию и Португалию. То есть, мимо их носа. Как тут не
завыть ? Поэтому несколько месяцев назад мы стали свидетелями демарша
"обиженной" Словакии - угрозы отказаться от евро.
В общем, в ЕС
и старых проблем хватает, а тут еще новобранец права качает, действует
на нервы. Далее события развивались, как снежная лавина. Обострилась
ситуация в таких небольших и отсталых в экономическом плане странах,
как Исландия, Ирландия и Греция. Но если в Исландии некоторые проблемы
удалось устаканить, то ситуация на южном фланге крайне обострилась. Там
замаячила весьма неприятная картина с возможным дефолтом Греции.
Следует отметить, что рост ее застарелых проблем может стать запалом к
банкротству целой европейской страны, развалу ее банковской системы и
краху всей ее экономики.
Во-вторых, все это может привести к
финансовому кризису в самом Евросоюзе. Поэтому Европейский Центральный
банк так настоятельно выступал против реструктуризации долгов Греции.
То есть было понимание, что ситуацию надо решать на месте, а не в
кулуарах Еврокомиссии и ЕЦБ.
В-третьих, дефолт Греции может
подорвать доверие ко всей банковской системе Евросоюза,
дестабилизировать его финансы и окончательно подорвать доверие к другим
заемщикам, таким как Исландия, Ирландия, Португалия и Испания. Ведь
они даже сейчас могут перекредитоваться только с огромным трудом, а
тогда перед ними закроют двери уже все. Кстати, все эти проблемы играют
на руку США. Точнее говоря, они в определенной степени заинтересованы в
устранении такого мощного конкурента, как ЕС.
Поэтому следует
ожидать, что ЕЦБ все-таки разрешит Греции обменять одни облигации на
другие, более долгосрочные. Конечно, это загонит болезнь внутрь и только
отодвинет нежелательную развяку на пару лет, но это будет вынужденный
шаг. Еще один спасительный шаг для Греции - начать массовую
приватизацию госсобственности, включая острова. Это будет очень
болезненно, поскольку новые "капиталистические" собственники будут
более прижимистыми и, возможно, даже пойдут на частичное увольнение
персонала приватизированных компаний. Но другого выхода нет. Или
греческие власти получат значительные средства для реструктуризации
своих долгов и путем приватизации государственных компаний уменьшат
свои расходы на их содержание (включая заработную плату).
Или в
стране начнется финансовый и банковский кризис, что приведет к коллапсу
всей греческой экономики и массовым выступлениям трудящихся,
переходящим в массовые беспорядки. Нет сомнений, что именно выберут
власти Греции. Но вот каким путем они пойдут к достижению своих целей?
Не станут ли рубить хвост собаке по частям? Ведь за последние годы
действия властей Греции показали, что они больше боятся не кризисов, а
собственного народа. Что ж, в свое время, во Франции говорили, что
революции поедают своих детей. Остается надеяться, что возмущенный
народ Греции не съест породивших его "отцов".
|