Газета "Наш Мир" br> Раньше сложно складывавшиеся отношения Москвы с НАТО в последние два
года значительно улучшились, но ситуация с растущими разногласиями
между Москвой и Западом в вопросе организации общего противоракетного
щита, необходимого для защиты цивилизации от нападок злодеев, похожа на
того самого слона в комнате, которого пока что предпочитают не
замечать – но он может вот-вот проснуться и начать опасно ворочаться.
События
могут достичь апогея в четверг, когда министр обороны США Роберт Гейтс
встретится со своим российским коллегой Анатолием Сердюковым. Это
будет первая встреча Совета России и НАТО на высоком уровне с тех пор,
как отношения между сторонами охладели после российской краткосрочной
войны с Грузией летом 2008 года.
В прошлом ноябре на саммит НАТО
в Лиссабоне президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев договорились о
поиске общей формулы построения системы защиты Европы и Северной
Америки, которая не станет представлять собой угрозу для стареющих
российских оборонных систем, которые в Кремле рассматривают как основу
национальной безопасности.
Но если с тех пор что-то и изменилось,
то только в сторону дальнейшего разрастания противоречий – Медведев
открыто предупредил на пресс-конференции в прошлом месяце, что Россия
может оказаться вынуждена отступить от соглашения по сокращению арсенала
ядерного оружия по договору СНВ-3 и, вероятно, ей придется втянуть
Европу в новую гонку вооружений, если текущие планы США по размещению
системы ПРО будут реализованы.
«Разочарование России нарастает,
потому что наши тревоги не воспринимают серьезно, – отметил Александр
Храмчихин, заместитель директора независимого московского Института
политического и военного анализа. – Оказывается, что улучшения в наших
отношениях были кратковременны и не основывались на чем-либо серьезном, а
в отношении серьезных вопросов НАТО поступает как хочет и предлагает
России принимать их решения как данность».
На этой неделе можно
было наблюдать один из признаков улучшения отношений между Россией и
НАТО, а также и пример того, как бывшие противники по холодной войне
могли бы сотрудничать ради общих целей. Проводились первые совместные
воздушные антитеррористические учения, названные «Бдительное небо–2011»,
и в ходе этих учений российские и натовские вооруженные силы
отрабатывали совместные меры по предупреждению терактов, аналогичных
событиям 11 сентября 2001 года. Отрабатывалось сопровождение
«захваченного» самолета вдоль большей части границ Восточной Европы.
В
ходе учений, высоко оцененных официальными лицами с обеих сторон,
российские истребители при помощи центров по контролю с земли
сопровождали «цель» до польской границы, где «цель» и вся информация о
ее маршруте следования передавалась «из рук в руки» воздушным силам
Польши.
Но угроза, связанная с размещением систем ПРО, мрачным
маревом зависла над этим проектом и рискует перекрыть собой весь дух
«доброго сотрудничества», исходящий от подобных практических
мероприятий.
Чего хочет Москва
Москва
хочет либо единую противоракетную систему, управляемую совместно – иными
словами, чтобы российский палец лежал на кнопке пуска, либо две
независимые системы, одну для России и одну для Европы, устроенные так,
чтобы они не пересекались. Поскольку практически в любом случае ракете,
пущенной в сторону Запада из Ирана или Северной Кореи, предстоит
проделать часть пути по российскому воздушному пространству, то США и
НАТО оказались совсем не готовы согласиться ограничить свою систему ПРО
мониторингом при помощи радаров и таким размещением
ракет-перехватчиков, при котором их рабочая зона заканчивалась бы у
российских границ.
На встрече в Брюсселе 28 министров обороны
стран-членов НАТО должны договориться о контурах будущего управляемого
НАТО противоракетного «зонта», который должен будет защищать Европу, но
генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh
Rasmussen) уже развенчал надежды Москвы на равное участие и контрольные
полномочия России в единой системе ПРО.
«На это очень простая
причина – НАТО не может распространять на другие страны оборонные
обязательства, которые связывают между собой страны-члены НАТО, –
заявил он во вторник. – Кроме того, я могу вас заверить, и я заявлял об
этом публично уже много раз, что НАТО никогда не нападет на Россию и
мы верим, что Россия видит наш союз в том же свете».
Россияне отвечают, что риторических обещаний не достаточно.
«Россия
хочет обязательств и официальных гарантий, которые администрация Обамы
не в состоянии предоставить, – отметил Владимир Дворкин, эксперт
московского Центра безопасности при Институте мировой экономики и
международных отношений. – Политическое упрямство, выказываемое обеими
сторонами, значительно осложняет конструктивный диалог на эту тему».
Кремль
глубоко озабочен поэтапным адаптированным планом Пентагона, который
предусматривает размещение 440 ракет-перехватчиков на 43 судах и двух
наземных базах на территории Европы – в Польше и Румынии, план должен
быть осуществлен к концу этого десятилетия. Самое большое беспокойство,
по словам российских экспертов, вызывают более поздние фазы реализации
этого проекта, когда в 2018 году начнется массовая установка
ракет-перехватчиков SM-3 Block II.
«Ситуация совершенно
изменится, когда начнется реализация последних фаз разворачивания плана
ПРО, – рассказал в прошлом месяце журналистам генерал-лейтенант Андрей
Третьяк Генерального штаба России. – Это реальная угроза нашим
стратегическим ядерным силам».
Третьяк отметил, что всестороннее
исследование, заказанное Министерством обороны России, показало, что
планируемая установка системы ПРО будет представлять существенную угрозу
российским межконтинентальным ракетам, и что таким образом будет
нарушен стратегический паритет с США и основные принципы договора СНВ-3.
Формулировка,
добавленная в это соглашение Россией, позволяет ей выйти из него при
условии, если Запад начнет разворачивание противоракетного оружия,
«способного значительно понизить эффективность стратегических ядерных
сил Российской Федерации».
Отход России от соглашения СНВ-3 может
полностью остановить прогресс в отношениях между Россией и США и дать
дорогу сторонникам жесткого курса во внешней политике.
Обаме и
Медведеву обоим вскоре предстоит вступить в битвы за президентские посты
в своих странах, поэтому им необходимо избегать такого развития
событий и найти формулу, которая позволит России и США, по крайней
мере, продолжить разговор о сотрудничестве в области ПРО в дружеской
форме, говорят эксперты.
За итогами встречи Гейтса и Сердюкова,
запланированной на четверг, будут внимательно наблюдать – станет ли она
позитивным или негативным знаком. «Соглашение СНВ-3 – единственный
успех в отношениях между США и России с момента их восстановления, и, с
политической точки зрения, это было бы очень плохо, как для Обамы, так
и для Медведева, если это соглашение распадется», – прокомментировал
Виктор Кременюк, заместитель директора московского Института США и
Канады.
«Но единственный способ наверняка спасти эти отношения –
это двигаться дальше и проработать эту тернистую тему противоракетной
обороны, – отметил он. – Острая необходимость в приобретении
политической популярности, которую испытывают оба президента, может
взломать этот затор в переговорах и позволить быстрее продвинуться
дальше в обсуждении деталей. Это решаемая ситуация, но для того, чтобы
ее разрешить, потребуется политическая воля».
|