Газета "Наш Мир" br>
По мнению американцев, скопированный с российского «Адмирала Кузнецова», он унаследовал все его недостатки
Менее чем через месяц первый китайский авианосец «Ши Лан», названный
именем древнего полководца, может выйти в море. Задача в Пекине
сформулирована давно и жестко: 1 июля, в очередную годовщину
Коммунистической партии этой страны, Поднебесная должна
продемонстрировать миру качественно новый боевой корабль, способный
существенно расширить боевые возможности ее флота.
Когда это случится, «Ши Лан» наверняка можно будет заносить в книгу
рекордов Гиннеса как самый дешевый авианосец в мире. Потому что его
корпус достался Китаю практически даром – в 1998 году за него было
заплачено всего 20 миллионов долларов. В день, когда прозвучала команда
«Продано!», «Ши Лан» стоял у достроечной стенки Черноморского
судостроительного завода в украинском городе Николаеве и назывался
тяжелым авианесущим крейсером проекта 1143.6 «Варяг» (до 1989 год –
«Рига»). Из состава ВМФ России он был исключен после раздела
Черноморского флота в 1995 году. Киев, которому достался крейсер,
подарком судьбы явно тяготился и готов был сбыть даже не в самые хорошие
руки.
Когда-нибудь это приобретение наверняка будет отнесено к самым
большим достижениям китайской разведки. В 1998 году достроенный до
68-процентной степени готовности «Варяг» был выкуплен у Киева подставной
компанией из Аомэня за смешные деньги с целью, якобы, постройки на
крейсере развлекательного комплекса. Хотя с самого начала многие
выражали сомнения в искренности заявленных намерений китайцев. Потому
что приобретали они не только тысячи тонн высокопрочного металла. Из
Николаева посланцы Пекина почти за здорово живешь уводили технологии, к
которым советские инженеры и конструкторы шли десятилетиями. Но кто
тогда на развалинах Советского Союза об этом думал?
Через 14 лет после начала строительства крейсер «Варяг» под
буксирами отправился в трудный путь до Китая. 1 ноября 2001 года «Варяг»
прошёл пролив Босфор, а уже 3 ноября вошёл в Эгейское море, где попал в
сильный шторм и сел на мель в районе греческих островов Северные
Спорады. Но, к счастью для китайцев, непогода пощадила крейсер и его
удалось снять с мели без особых последствий. Океанская дорога заняла без
малого два года - 627 суток. 4 марта 2002 года авианосец «Варяг» прибыл
в порт Далянь. Тот самый, что в конце 19-го века вместе с Порт-Артуром
был взят в аренду царским правительством России и до самой
русско-японской войны был городом Дальним. Бывший русский город-форпост
по иронии судьбы и занялся достройкой бывшего русского
недостроя-авианосца.
До 2005 года сотни китайских инженеров и техников на коленках
исползали тысячи внутренних помещений и все палубы «Варяга». 8 января
2007 года на пресс-конференции Госкомитета по делам оборонной науки и
техники было заявлено, что Китай способен построить свой авианосец. 5
марта 2009 года замкомандира десантного подразделения морских сил НОАК,
генерал-майор Ма Гочао сообщил, что Китай освоил технологию создания
авианосца. И скоро все это увидят.
Сегодня час триумфа близок. Поскольку до назначенного срока рукой
подать, на верфи города Далянь работа кипит в круглосуточном режиме. На
днях «Ши Лан» получил радиоэлектронную начинку - четыре антенны с
активной фазированной решеткой китайской разработки. По данным
зарубежных специалистов, параметры установленной на авианосце РЛС схожи с
американскими радарами противоракетной системы Aegis. Кроме того, на
корабле смонтировано электронное оборудование боевой
информационно-управляющей системы.
Одновременно «Ши Лан» получил модернизированную скорострельную
30-миллиметровую артиллерийскую установку Type 730 с вращающимся блоком
из десяти стволов. На авианосец также был установлен корабельный
зенитный ракетный комплекс самообороны FL-3000N, способный поражать
воздушные цели на дальности до девяти километров. Боезапас комплекса -
24 ракеты.
Но авианосца без самолетов не бывает. Поначалу Китай пытался
заполучить российский палубный истребитель Су-33. Первое предложение
было таким: «Продайте пару штук на пробу». Но к тому времени уже весь
мир убедился в редкостном умении этой страны беззастенчиво красть и
присваивать чужие технологии. Ведь понятно же, что два Су-33 проблем
создающегося авианосца не решат, зато разобрать их по винтику для
детального изучения вполне можно. Встречное предложение компании «Сухой»
было более реалистичным: покупайте у нас первую партию из 12-14
самолетов Су-33 в стандартной конфигурации приблизительно по 50
миллионов долларов за штуку. Можете использовать их как учебную
эскадрилью. Потом – еще 36 усовершенствованных таких же самолетов.
Однако и этот контракт сорвался еще на стадии обсуждения.
И все было бы достаточно плохо для лихорадочно готовящегося к
первому походу тяжелого крейсера «Ши Лан», если бы снова на выручку не
пришел Киев. Там и раньше, и сегодня не было и нет недостатка в желающих
подложить России очередную свинью. Она – очередная!- на этот раз
обнаружилась в виде оставшегося на Украине Т-10К - прообраза российского
палубного истребителя Су-33. Его китайцы и приобрели безо всяких хлопот
в 2005 году. Снова занялись копированием. То, что получилось, без
зазрения совести назвали исконно китайским J-15. И быстренько запустили в
серию.
Есть сведения, что украинцы передали партнерам и документацию для
строительства уникального наземного тренировочного комплекса НИТКА для
корабельных летчиков, в точности повторяющего размеры и форму палубы
тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.6. Потому что точно такой же
в советские времена был построен на обрывистом берегу под крымским
городом Саки. Самой Украине, об авианосцах и не мечтающей, по прямому
назначению НИТКА ни к чему. Зато комплекс служит предметом торга всякий
раз, когда у нашей страны возникает нужда в восстановлении летных
навыков пилотов Су-33 единственного в России корабельного
истребительного авиаполка, который базируется на собрате бывшего
«Варяга» - тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза
Кузнецов». Появились сведения, что китайцы по полученным от украинцев
чертежам спешно строят собственный комплекс НИТКА на берегу Тихого
океана.
В общем, дело строительства в Поднебесной собственного авианосного
флота идет темпами, которые не могут не беспокоить даже американцев.
Недавно заокеанские специалисты попытались заранее проанализировать
слабые места собирающегося в первый поход «Ши Лан». Их выводы
опубликовал один из официальных журналов Пентагона. Познакомиться с ними
тем более любопытно, что все написанное пентагоновским журналом легко
проецируется на российского собрата будущего китайского флагмана
авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
Вот эти выводы:
- один авианосец ВМС Китая коренного перелома в соотношение сил на
Тихом океане не внесет, ибо в регионе уже сконцентрировано более 10
авианосцев и авианесущих кораблей США и их союзников. В перспективе
будет сформирована «многонациональная» авианосная группа США и их
близких союзников, которая будет насчитывать 22 авианосца и авианосных
корабля, включая ВМС Японии, Южной Кореи, Таиланда и Индии. Американский
атомный авианосец несет на борту 70 самолетов и вертолетов, в том числе
истребители F/A-18, самолеты РЭБ EA-6B или E/A-18G, самолеты ДРЛО E-2,
транспортные самолеты и вертолеты соответственно C-2 и H-60. Китайский
авианосец и рядом не стоит по сравнению с таким разнообразным
потенциалом. Палубный истребитель J-15, являющийся копией российского
самолета Су-33, по своим боевым характеристикам значительно уступает
американским палубным истребителям F/A-18E/F. Кроме того, авианосец «Ши
Лан» не имеет самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и
самолетов радиоэлектронной борьбы;
- китайский корабль имеет чрезвычайно маломощную систему
самообороны, не имеет достаточно эффективных эскортных сил в виде
современных надводных кораблей и подводных лодок. Китай не смог решить
проблему создания надежной силовой установки корабля, что является
«крупнейшей слабостью» и его предшественника – российского авианосца;
- в настоящее время для эскорта китайского авианосца могут быть
использованы только два эсминца Тип 052С, оснащенных неким подобием
системы AEGIS. Эти корабли несут в два раза меньше ракет, а их
радиолокационные возможности не позволяют отслеживать десятки целей, что
могут делать американские корабли, оснащенные системой AEGIS. С
подводными лодками боевого охранения ситуация еще хуже. ВМС НОАК имеют
две АПЛ Тип 093, но не обладают современной системой подводной связи.
Созданные в Китае системы радиосвязи не обладают достаточным уровнем
совершенства. Таким образом, китайский авианосец не может полагаться на
эффективное прикрытие со стороны подводных лодок;
- Китай приобрел двигательную установку для «Ши Лан» в Украине. Эта
силовая установка не может быть надежной. Оснащенный такой же российский
авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» большей частью
простаивает на своей базе ввиду частых поломок. Если корабль выходит в
море, за ним неотступно следует буксир, чтобы в случае очередной поломки
отбуксировать обратно в порт. С китайским «Варягом» также весьма
вероятна такая ситуация.
В общем, пока Пентагону не страшен «Ши Лан». Но Китай и не скрывает,
что делает лишь первый шаг на пути создания мощного авианосного флота.
Темпы, которыми он умеет идти к цели, заставляют предположить, что скоро
угрозу почувствуют не только американцы.
|