Газета "Наш Мир" br>
Если американцам кажется, что цены на топливо и продовольствие
слишком велики, им следует обратить внимание на Европу, где и то, и
другое стоит почти в два раза дороже, чем в Соединенных Штатах, а
зарплаты зачастую ниже.
Италия, как и большинство
оказавшихся в стесненных обстоятельствах стран Южной Европы, отчаянно
стремится приватизировать свой раздутый коммунальный сектор,
принадлежащий государству. Политики пытаются сократить пенсии и
подтолкнуть частные компании нанимать сотрудников и покупать
оборудование, чтобы убедить Северную Европу, выступающую в роли
родителя, помочь вечному подростку новым спасательным пакетом.
Теоретически
итальянцы признают, что им следует стать больше похожими на немцев, чем
на ирландцев, португальцев и испанцев. На деле же в итоге они могут
прийти к тому же, к чему и греки, которые до сих пор бастуют и время от
времени устраивают беспорядки, так как за рубежом слишком мало желающих
субсидировать их социалистический рай. Красные графитти на итальянских
улицах по-прежнему призывают к социалистической солидарности, пока
итальянские капиталисты капиталистически общаются с иностранными
кредиторами.
Европейский Союз, как Венский конгресс в XIX веке,
может, бесспорно, записать себе на счет только одно достижение: в
Западной Европе уже больше 60 лет в целом не было войн. В остальном
практически все социалистические обещания равенства результатов
рассыпаются на глазах у европейцев.
Чем сильнее растут налоги,
тем больше люди с ними жульничают, и тем меньше становятся налоговые
поступления. В Италии (да и в остальных странах Европы) нередко на один
товар бывает две цены: одна, включающаяся в себя высокий налог на
добавленную стоимость, для несведущих, и вторая - неофициальная цена, не
учитывающая налог, о которой продавец договаривается с покупателем.
Европа
фактически беззащитна, так как правительства сокращают свои оборонные
бюджеты, чтобы поддерживать на плаву социальные программы. Франция и
Британия — две главные военные державы континента — почти три месяца не
могут победить захолустную страну Муаммара Каддафи, население которой
меньше 7 миллионов и в которой, к тому же, идет гражданская война.
Потомки Веллингтона и Наполеона не могут справиться с Каддафи и
талибами. Скоро обе эти страны с досадой уйдут из Афганистана.
Субсидирование
ветроэнергетики и солнечной энергетики не намного улучшило
энергоснабжение Европы, зато заставило возрасти счета за электричество.
Высокие налоги довели цену на бензин примерно до десяти долларов за
галлон, что означает популярность крошечных машин и зависимость от
общественного транспорта.
Сторонникам централизованного
планирования нравится субсидируемое государством европейское жилье в
застройке высокой плотности, без гаражей, задних дворов и третьих
спален. Однако японское цунами и сопровождающее его ядерное заражение
напомнили европейским правительствам, что их хрупкая модель,
предусматривающая высокую урбанизацию и большую плотность застройки,
крайне уязвима для подобных катастроф.
Массовая культура может
сколько угодно рекламировать метро и поезда, однако каждую минуту или
две по улицам проносится кортеж очередной правительственной шишки в
сопровождении гудящих полицейских машин, которые заставляют водителей
уступать дорогу. Управляющих правительственными ведомствами и
международными организациями европейский технократический класс
любителей лимузинов, в который входит и опозоренный бывший глава
международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан (Dominique
Strauss-Kahn), живет, как версальские аристократы XVIII века, продолжая
при этом изрекать социалистические банальности.
По всей Западной
Европе подчиненный класс неассимилированных иммигрантов из Африки и
Пакистана занимается мелкой торговлей и черной работой и все чаще
испытывает на себе презрение европейцев по мере того, как времена
становятся все более трудными. Все большая часть трудящегося класса
между тем постепенно устает от «государства всеобщего благосостояния» с
его запредельными ценами на топливо и продовольствие, маленькими и
дорогими квартирами, ограниченным чистым доходом для большинства
населения и аристократическими привилегиями для технократов, занятых
перераспределением. При этом идея многочисленного и пользующегося
уважением класса самостоятельных, независимо мыслящих деловых людей и
влиятельных средних предпринимателей выглядит здесь чуждой, если не
просто подрывной.
Западную Европу сейчас охватывает отчаяние.
Славное прошлое ассоциируется с туристическими долларами, а не с
достижениями Ренессанса и Просвещения. Величественные церкви из
почитаемых символов культуры прошлого и веры настоящего превратились в
музеи и прибыльные туристические объекты. Христианство не раз помогало
человечеству преодолевать чудовищные кризисы, но средний циничный
европеец никогда об этом не скажет. Он либо равнодушен к своей религии и
к священным европейским истокам западной цивилизации, которая породила
большую часть того хорошего, что есть в современном мире, либо
стесняется их.
Все это приводит нас к парадоксу. Если сами
европейцы разочарованы и признают, что с их полувековым экспериментом с
социализмом, неассимилированными иммигрантами, извинениями за прошлое,
сокращением оборонных расходов и постнационализмом что-то пошло серьезно
не так, почему тогда администрация Обамы хочет принять то, что
отвергают уже и в Европе?
Виктор Дэвис Хэнсон -
историк-антиковед из Гуверовского института (Hoover Institution) при
Стэнфордском университете (Stanford University). Его последняя книга -
«Наш всеобщий отец: Война и история, древняя и современная» («The
Father of Us All: War and History, Ancient and Modern»).
|