Т. н. День всех влюбленных (он же — День святого Валентина) —
один из наглядных примеров того, как российскому народу (и особенно
молодежи) пытаются навязать совершенно чуждые праздники. И, к
сожалению, навязывают: празднование 14 февраля «Валентинова дня» стало в
«демократической» России практически традицией, активно поддерживаемой
и раскручиваемой СМИ и представителями шоу-бизнеса.
Собственно, с днем памяти католического святого вся эта пошлятина с
обменом «валентинками», шоколадками, парфюмерными и ювелирными
изделиями не имеет ничего общего. Скорее это — уж истинный праздник для
ретейлеров и прочих торговых организаций. Морально-духовная начинка
свежевыпеченного для России праздника тоже весьма сомнительна: скорее
она проповедует легкую влюбленность и секс без обязательств. С учетом и
без того расшатанных моральных основ нашего общества, такой праздник
не укрепляет их, а скорее романтизирует и популяризирует легковесность
межполовых отношений.
Католическую природу праздника, чуждую для православной России, в
этой связи можно было бы даже не упоминать. Если только не забывать,
что и католическая церковь к этому празднику относится весьма
скептически. Более того, до сих пор нет ясности в вопросе, о каком
именно святом Валентине идет речь. Ведь святой Валентин — это имя
нескольких раннехристианских святых мучеников. Сведения об их жизни
крайне скудны, вследствие чего невозможно даже достоверно установить,
были ли они действительно разными лицами, или речь идёт о разных житиях
одного и того же святого. Мартирологи упоминают римского священника
Валентина, обезглавленного около 269 г. н. э., предположительно — за
отказ отречься от Христа перед императором Клавдием, а также
Валентина — епископа Интерамны (современный итальянский город Терни),
известного чудесными исцелениями и казненного за обращение в
христианство сына градоначальника. В связи с праздником 14 февраля
упоминается еще и мученик с тем же именем, пострадавший в римской
провинции Африка... В общем, полная путаница.
В позднем средневековье во Франции и Англии житие святого
Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным
венчанием влюбленных пар. Согласно им, император Клавдий II запретил
воинам жениться, дабы они не отвлекались от службы. Валентин тайно
венчал желающих и за это был приговорен к смерти. В православии,
кстати, память обоих мучеников празднуется в разные дни: 6 июля (19
июля по юлианскому календарю) — память Валентина Римлянина,
священномученика, пресвитера, а 30 июля (12 августа по юлианскому
календарю) — память Валентина Интерамского, священномученика, епископа.
Что касается католиков, то при канонизации двух святых в 469 г. Папа
Римский Галасий объявил Днем святого Валентина именно 14 февраля: в
этот день, начиная с V в., католическая церковь праздновала память и
Валентина Римлянина, и Валентина — епископа Интерамны. Однако существуют
очень весомые основания подозревать, что римский первосвященник,
устанавливая дату праздника, таким образом просто попытался днем памяти
христианского мученика прикрыть день языческих Луперкалий.
Луперкалиями, напомним, в Древнем Риме назывались ежегодные эротические празднества в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata
и бога Фавна, покровителя стад (Луперк — одно из его прозвищ), которые
проводились с 13 по 15 февраля. Главными действующими лицами этой
вакханалии были голые мужчины, хлеставшие женщин ремнями из кожи козла.
Женщины охотно подставляли себя под удары, считая, что этот, выражаясь
современным языком, садомазохизм дарует им плодовитость и легкие роды. В
конце празднеств женщины тоже раздевались догола. Луперкалии стали так
популярны (в них участвовали и члены знатных семейств), что даже когда
многие другие языческие праздники были отменены с приходом
христианства, этот еще долгое время существовал. Поэтому, в тщетных
попытках отменить эти языческие оргии, Геласий, как предполагают, и
надумал «христианизировать» праздник, назвав его в честь мученика
Валентина. Прикрыть, так сказать, срам.
Впрочем, католическая церковь, возможно, сознавая всю сомнительную
основу этого «праздника», старалась его особо не пропагандировать, а с
1969 года вообще отнесла его к разряду «факультативных»: святой Валентин
был исключен из списка святых, чья память обязательна к литургическому
почитанию. В данный момент память святого отмечается на местном уровне
в ряде епархий. 14 же февраля католическая церковь теперь — внимание! —
официально чествует славянских просветителей, святых равноапостольных
Кирилла и Мефодия, несмотря на то, что при жизни создателям славянской
азбуки пришлось хлебнуть лиха от римских священнослужителей.