Газета "Наш Мир" br>
На репетиторов для своих детей европейцы тратят по нескольку
миллиардов евро в год. В некоторых странах частные уроки берет каждый
второй ребенок. На что указывают эти цифры: на недостатки
образовательных систем или необычайную заботливость родителей?
Репетиторы — это святое. Такой вывод можно сделать из обнародованных
Еврокомиссией результатов исследования. Жители Греции, переживающей
сейчас тяжелые времена, тратят на обучение детей почти миллиард евро в
год. Это пятая часть расходов госбюджета на систему среднего
образования. Нечто подобное аналитики отмечают и на Кипре, где в 2010
году в карманах репетиторов осело 126 млн евро, что соответствует 17%
образовательных трат из бюджета государства. Описывая ситуацию в Италии,
специалисты говорят о настоящем «буме репетиторов»: на частные уроки
там тратят по 420 млн евро в год.
«Теневая образовательная система», как обозначают репетиторство
специалисты, относительно неразвита в Швеции, Дании и Финляндии. Самый
крупный рынок репетиторов находится, судя по этим данным, во Франции.
Там на преподавателей-частников тратят 2,2 млрд евро в год. Ежегодный
прирост в этой сфере составляет примерно 10%. На втором месте —
Германия (1,5 млрд евро). Рынок репетиторства растет в Европе уже
несколько десятилетий подряд. В Германии сейчас насчитывается более
трех тысяч фирм, предлагающих профессионально подтянуть отстающих
школьников. «То, что считалось недостатком, сейчас стало
распространенной практикой. В растущей приватизации уроков, по мнению
специалистов, виновата школьная система — большинство учебных
заведений отправляет детей после обеда домой, где помочь им некому.
Как будто число матерей-одиночек не растет и загруженность взрослых на
работе не увеличивается», — пишет журнал Spiegel.
Эксперты ЕС, анализируя полученные данные, заявляют, что
репетиторство усиливает социальное неравенство: академический час
занятий с частным педагогом в Португалии стоит примерно 15 евро, а в
Ирландии — 30 евро. Более-менее близким к образцовому считается
положение скандинавских стран, где в репетиторах попросту нет нужды —
необходимые знания дети получают в стенах школы.
Имеет ли смысл тратиться на репетиторов? Однозначного ответа на этот
вопрос, кажется, не существует. Ученые из университета Нюрнберга в
течение 9 месяцев наблюдали за баварскими гимназистами и выяснили, что
занятия с репетиторами и впрямь улучшают успеваемость. Однако педагоги
так и не сумели привить своим юным клиентам привычку заниматься
самостоятельно. Плюсы репетиторства неоспоримы только в том случае, если
известно, какие конкретно знания ребенок не успел усвоить. Сами
учителя-частники говорят на это, что настоящие успехи ребенок начинает
показывать только после 10 месяцев интенсивных занятий.
В распространенности репетиторства большую роль играют и традиции. В
Германии каждый пятый ученик младших классов занимается с педагогом
еще и вне школы. Самым большим спросом пользуются преподаватели
немецкого и математики. Школьная система считается несовершенной по
определению. Как показал недавний опрос, половина из 700 тысяч
немецких учителей убеждены, что не имеют на своих учеников никакого
влияния.
Данные ЕС совпадают с выводами независимых экспертов. В прошлом году в
Германии громкий скандал вызвали выводы ученых, изучивших рынок
репетиторства по заданию фонда Bertelsmann. Чтобы подтянуть 1,1 млн
немецких школьников, родители тратят в общей сложности 1,5 млн евро в
год. Представители фонда разглядели в этом «серьезный сигнал»,
указывающий на неуверенность родителей в эффективности существующей
системы среднего образования. Президент союза немецких учителей Йозеф
Краус заявил, что эти цифры не являются свидетельством серьезных
недостатков образовательных систем. «Повода для паники нет, — заверил
Краус, — эти данные говорят только о том, что в год на одного школьника
тратится в среднем 100 евро. Сравните это с их затратами на мобильный
телефон».
По словам Крауса, услугами репетиторов пользуются по самым разным
мотивам: причиной может быть как неуспеваемость, связанная с болезнью
ребенка, так и желание делегировать свои родительские обязанности
постороннему, который должен привить ребенку любовь к учению. Куда
больше учителей беспокоит качество частных уроков, которое трудно
оценить. На запрос газеты Süddeutsche Zeitung Министерство образования
ФРГ ответило, что о квалификации преподавателей-частников информации
практически нет.
|