Республиканка Илеана Рос-Лехтинен (Ileana Ros-Lehtinen),
возглавляющая Комитет по международной политике Палаты представителей,
заявила, что поддерживаемая США попытка европейцев принять резолюцию
ООН, осуждающую кровавое подавление протестов в Сирии, – это
бессмысленный жест. «Принимать не имеющие обязательной силы резолюции –
значит просто грозить Дамаску пальцем. Этого недостаточно», -
подчеркнула она
Конгрессмен от Флориды считает, что ООН должна ввести «жесткие
санкции в отношении Дамаска» за «его неуступчивость в вопросе ядерной
программ, серьезные нарушения им прав человека, давно ведущуюся им
разработку ОМП и баллистических ракет и поддержку, которую он оказывает
жестоким экстремистам».
«Не имеющая обязательной силы резолюция не убедит режим изменить
поведение, - добавила она. – Для этого ответственные страны должны
разработать, принять и ввести в действие более жесткие санкции – в
рамках Совета безопасности, и не только».
Безусловно, европейский проект резолюции Совета безопасности,
поддержанный Соединенными Штатами, не содержит конкретной угрозы
наказать Сирию санкциями или военной силой, хотя и призывает другие
страны не позволять Сирии торговать оружием. Но так ли права
Рос-Лехтинен, считая его беззубым?
Американские официальные лица утверждают, что они сфокусировались на
введении односторонних санкций против Сирии, так как перспективы
согласованных действий ООН выглядят туманными, из-за сопротивления,
которое оказывают несколько членов Совета безопасности: Китай, Россия,
Ливан, Индия, Южная Африка и Бразилия.
Эти страны явно считают европейскую инициативу по осуждению Сирии не
безобидным жестом, а первым шагом потенциально опасного процесса,
способного привести к росту политической напряженности на Ближнем
Востоке или к интервенции в Сирию. Россия и Китай, возможно, даже готовы
воспользоваться своим правом вето.
«Это может быть неправильно воспринято деструктивными оппозиционными
силами в Сирии, которые, как известно, заявляют о том, что их целью
является смена режима в Дамаске», - заявил на этой неделе в эфире
российского государственного телевидения постоянный представитель России
при ООН Виталий Чуркин.
Причина такого беспокойства Москвы и Пекина заключается в том, что,
как показывает опыт, если Совет безопасности что-то требует от страны, и
она на это не реагирует, он вскоре начинает выдвигать новые, более
широкие требования.
22 февраля, через неделю после того, как Муаммар Каддафи начал
кровавое подавление демонстраций в Сирии, председатель Совбеза сделал
заявление – не имевшее обязательной силы, - в котором он осудил действия
Триполи и потребовал прекратить насилие. Каддафи это проигнорировал.
В течение следующего месяца Совет безопасности принял две обязывающих
резолюции на основе седьмой главы Устава ООН, наложив на Ливию санкции,
поручив Международному уголовному суду начать расследование и
санкционировав военную операцию против сил Каддафи. Безусловно, в случае
Сирии, которая по-прежнему может рассчитывать на то, что арабские
страны поддержат ее в ООН, все может оказаться значительно сложнее.
Однако события, происходящие в стране, в том числе новые известия о
начатых правительством репрессиях и бегстве сирийцев в Турцию, могут
изменить позицию правительств.
Широкомасштабные санкции Совета безопасности против Ирана и Северной
Кореи также начинались со сравнительно мягких и не имевших обязательной
силы заявлений, требовавших от Тегерана и Пхеньяна свернуть ракетные и
ядерные программы. Следует отметить, что Совбез еще не отреагировал на
заявление Международного агентства по атомной энергии о том, что Сирия
втайне строила ядерный реактор, пока Израиль в сентябре 2007 года его не
разбомбил.
Впрочем, Европа и Америка, судя по всему, займутся ядерными амбициями
Сирии лишь после того, как закончат с попытками остановить
предполагаемые репрессии.
Рассматриваемый сейчас проект резолюции осуждает Сирию за
«систематическое нарушение» прав человека и «требует» незамедлительно
положить конец насилию и предоставить беспрепятственный доступ в страну
наблюдателям ООН и гуманитарным работникам. Он также призывает Дамаск
снять осаду с выступивших против правительства городов, провести
демократические реформы и начать сотрудничать с ООН.
В определенном смысле важнее всего два пункта в конце проекта
резолюции, которые предписывают генеральному секретарю ООН доложить в
течение двух недель о том, выполняет ли Сирия требования Совета
безопасности, а в дальнейшем докладывать об этом каждый месяц. Таким
образом, у Совбеза будет возможность регулярно наращивать давление, и он
останется, как говорят дипломаты, «активно вовлеченным в процесс».