Газета "Наш Мир" br> С авиабазы Тель-Ноф в Израиле пропали восемь двигателей для
истребителей. Об этом в понедельник, 13 июня, со ссылкой на источники в
военной полиции страны сообщает Agence France-Presse.
Согласно данным источников в ВВС Израиля, которые приводит AFP со
ссылкой на местные СМИ, с базы пропали двигатели от самолетов F-15 и
F-16. Как заявила представительница военной полиции, по факту пропажи
двигателей с авиабазы начато расследование.
По данным ВВС
страны, точную дату пропажи назвать сложно, однако известно, что
двигатели уже не использовались и могли быть украдены на металлолом. По
словам следователей, вес каждого двигателя составляет несколько тонн, и
вывезти их с территории авиабазы возможно лишь с помощью больших
грузовиков. Таким образом у похитителей, скорее всего были сообщники
среди сотрудников авиабазы. ВВС Израиля — в числе лучших в мире и сильнейшие на Ближнем Востоке,
утверждает начальник израильской авиабазы Тель-Ноф, на которой побывал
корреспондент "Времени МН".
До базы Тель-Ноф, расположенной
неподалеку от города Реховот, добирались около часа. "Просьба не
фотографировать, не записывать на диктофоны и не брать интервью у
пилотов без разрешения", — предупредил сопровождавший нашу группу
журналистов офицер. Он хотел еще что-то сказать, но его голос потонул в
грохоте двигателей истребителей-бомбардировщиков Ф-15, взмывающих в
безоблачное небо.
На КПП внимательно проверили журналистские
удостоверения, сверив фамилии со списком, и только после этого для нас
распахнулись ворота одной из крупнейших баз ВВС Израиля. Автобус
медленно въехал на территорию и покатил в сторону здания администрации.
Справа и слева расстилались подстриженные "под ноль" газоны, выстроились
в ровную шеренгу высокие деревья. Несколько минут езды — и мы на месте.
И вот в дверях появился начальник авиабазы — худощавый,
подтянутый, на вид — лет сорок. Над нагрудным карманом — колодка
орденских планок и нашивка пилота. "Полковник Н., — представился он и,
увидев наши удивленные лица, добавил, — полного имени назвать не
могу"...
Славное прошлое
В Тель-Ноф была
организована первая в Израиле военно-воздушная база, начал свой рассказ
полковник Н. Именно отсюда в 1948 году взлетел первый в молодом
еврейском государстве самолет. За его штурвалом сидел будущий президент
страны Эзер Вейцман — отличный летчик.
Как и 50 с лишним лет
назад, Израиль сейчас находится в весьма специфических военных условиях.
У него нет стратегической глубины (вся территория страны — пять минут
полета "МиГ-23", а подлетное время с египетских баз занимает 10 минут) и
нет естественных преград, которые могут задержать сухопутные силы
противника. Поэтому приходится делать ставку на авиацию.
ВВС
Израиля не раз спасали еврейское государство в трудные минуты, нередко
ценой тяжелых потерь. Так 5 июня 1967 года в ходе "шестидневной войны"
израильские летчики за три часа уничтожили почти 400 самолетов Египта,
Сирии и Иордании. В войне Судного дня в октябре 1973 года израильские
самолеты поддерживали с воздуха глубокие удары армии. В воздушных боях
были сбиты сотни машин противника. Впрочем, и ВВС Израиля потеряли 102
самолета — треть всей военной авиации.
В 1982 году во время
Ливанской войны в боях участвовало уже новое поколение боевых самолетов —
американские Ф-15. Они нанесли точечные удары по зенитно-ракетным
установкам Сирии. ПВО противника была наполовину разгромлена. А 9 июня
1982 года состоялось одно из величайших сражений в небе: израильские
летчики сбили 92 сирийских самолета и уничтожили 19 пусковых ракетных
установок класса "земля-воздух". При этом Израиль потерял... 1 вертолет
класса "кобра".
"Профессионализм и мужество пилотов, —
подчеркнул полковник Н., — тот самый "золотой фонд", который позволяет
израильской авиации по-прежнему оставаться одной из сильнейших в мире".
Будни города военных
У
пилотов из Тель-Ноф не только военные задачи. Здесь размещена команда
спасателей, подобная МЧС России. Она выполняет спасательные работы,
эвакуирует раненых в результате ДТП. Группа находится в состоянии
постоянной готовности. В течение 15 минут после получения приказа
спасательный вертолет уже должен находиться в воздухе. Кстати, именно в
эту команду поступает наибольшее количество просьб о зачислении от
новобранцев ВВС. Здесь солдат хорошо чувствует, что время, проведенное
им в армии, проходит не зря, а оборачивается десятками спасенных жизней.
Тут же размещена команда летчиков-испытателей. Все новые самолеты проходят обкатку именно здесь.
Тель-Ноф
— это целый город по израильским меркам. Кроме эскадрилий самолетов и
вертолетов, здесь есть подразделение ремонтников, военной разведки,
служба ведения "электронной войны", зенитчики, группа внутренней
безопасности и свой стройбат. Имеются также столовые, кинотеатр, бассейн
и, конечно, синагога. За год солдаты, офицеры и вольнонаемные проедают в
столовых 9,5 млн шекелей (около 2 млн долл.).
А неподалеку, в
военном городке, живут офицеры с семьями. Здесь можно снять квартиру из
жилого фонда, принадлежащего армии, за весьма скромную сумму 600-700
шекелей в год. Однако место это довольно шумное (из-за учебных полетов),
и офицеры предпочитают селиться в близлежащих городах.
Солдаты
обитают в комнатах общежития, рассчитанных на несколько человек. Кстати,
около 30% военнослужащих базы родились за пределами Израиля. Много
репатриантов из России и стран СНГ. В Тель-Ноф, как и всюду в
израильской армии, служат юноши и девушки.
Своя начинка
— На каких самолетах сегодня летают израильские летчики? — спросил я начальника базы в ангаре, где стоял Ф-15.
—
Вот на них, — полковник кивнул на крылатую "птицу". Они получены от США
еще в 1976 году после окончания войны во Вьетнаме. Чтобы заменить
эскадрилью — 20 самолетов, требуется выложить большие деньги. Американцы
оценивают Ф-15 в 80-100 млн долл. Российский самолет, новый и лучшего
качества, стоит всего 20 млн. Но проблема в том, что самолеты не
покупают по одному: 400 млн долл. — таких денег у израильских ВВС нет. И
ни одна страна, кроме той же Америки, не готова предоставить Израилю
такой кредит. Так что партнерство с США действительно стратегическое —
не только в военном, но и в финансовом отношении, — объяснил полковник.
Впрочем,
в стране есть своя авиационная промышленность. И очень неплохая. По
словам начальника базы, успех в воздушном бою сегодня решают ракеты, а в
Израиле они одни из лучших в мире и собственного производства.
Израильская авиационная промышленность разработала специальный шлем для
летчиков, подключенный к бортовому компьютеру. На его внутренний экран
во время полета выводится вся нужная пилоту информация.
— В
принципе от тех самолетов, что получил Израиль четверть века назад, —
признался полковник, — не осталось ничего, кроме внешней оболочки. Да и
та в некоторых случаях уже заменялась или обновлялась. Вся нынешняя
"начинка" самолета-ветерана — дело здешних голов. Электронная
аппаратура, экипировка летчика, вооружение — все это из поколения уже не
ХХ, а ХХI века. Не случайно и ракету, и шлем, и многое другое покупают
страны Запада. В том числе и США.
Первым делом — пилоты
Диплом
военного летчика курсант получает спустя два года после начала занятий.
Первый год учебы проходит на земле, во время второго будущий пилот
садится в настоящий самолет. Курсант учится приземляться и приводняться,
проходит трехдневный курс выживания в пустыне и горах. Затем летчик
призывается в конкретную эскадрилью, осваивает конкретный тип самолета,
набирается опыта, необходимого для того, чтобы перейти в конечном счете
из ведомого в ведущего. Если пилот, к примеру, зачислен в самую
престижную эскадрилью Ф-15, то ему предстоят еще тренировки в США на
специальных тренажерах, имитирующих практически все боевые действия и
аварийные ситуации. Несколько месяцев назад было принято решение, чтобы
пилотов готовили три года. Это необходимо, чтобы соответствовать
возросшему уровню боевой техники.
Честно признаюсь, меня в
Тель-Ноф поразило многое. Но больше всего — отношение к военным
летчикам. По старым правилам, каждый из них мог подать рапорт об
увольнении в запас уже через 6 лет сверхсрочной службы. Сейчас она
продлена до 9 лет. Командование предоставляет каждому желающему шанс
получить за время службы за счет армии первую и вторую академические
степени в университете. То есть, пока летаешь, можешь получить высшее
образование и стать магистром. Только не покидай ВВС. На подготовку
классного пилота государство затрачивает 1 млн долларов.
Остаются,
конечно, не все. Но и те, кто сменил красивую голубую форму на
гражданский костюм, с небом не расстаются. Резервистская служба
заставляет бывшего летчика раз в неделю прибыть на свою базу и выполнить
несколько тренировочных полетов. Дневных и ночных. Здесь и тренировка, и
боевое дежурство и, если потребуется, участие в операциях.
Полковник
Н. проводил нас до автобуса. Пожимая каждому руку, просил "не болтать
лишнего". Я оказался последним и решил задать еще один, последний
вопрос.
— Есть ли у израильских ВВС достойный противник из числа
стран Ближнего Востока? Не задумавшись ни на секунду, начальник базы
ответил:
— Такого противника нет...
|