Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Газета "Наш Мир" br>За последнее десятилетие Казахстан стал самой развитой страной в Средней
Азии благодаря быстрому экономическому росту за счет нефти и
прагматичной внешней политике. Президент Назарбаев сумел искусно
сбалансировать широкий круг интересов страны и поддерживать разумное
равновесие между двумя самыми значимыми международными партнерами
Казахстана - Россией и Соединенными Штатами, чьи интересы в регионе
сталкиваются. В то время как у России имеется историческое и
географическое сравнительное преимущество, отношения Казахстана с США
носят значительный характер и растут и укрепляются. Назарбаев добился
баланса в отношениях с Россией и США, отправляя в Россию дешевую нефть, а
для США став неотъемлемой частью войны Вашингтона с терроризмом.
Одним
из приоритетов российской внешней политики при президенте Медведеве
было сближение с этими бывшими странами-сателлитами с осознанной
стратегической и геополитической целью - сделать их частью более широкой
рамочной конструкции, призванной вернуть влияние страны в регионе.
Казахстан предпринял попытку добиться настоящей автономии от России и
подтвердить свою национальную идентичность, при этом не опасаясь
поворачиваться лицом к Москве в поисках решения своих проблем в области
безопасности и обороны. Военное сотрудничество между Астаной и Москвой
сегодня является сильным и глубоко укоренившимся, и ведется в обоюдных
интересах. Обе страны являются членами Организации Договора о
коллективной безопасности (ОДКБ) среднеазиатских стран, а также членами
Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). С 1994 года Казахстан и
Россия неуклонно увеличивают уровень своего военного сотрудничества. В
2010 году трижды были проведены совместные военные учения, аналогичное
количество запланировано на этот год, также примерно 15 тысяч казахских
солдат проходят обучение под руководством российских военных
специалистов.
Россия - ведущий торговый партнер Казахстана в силу
того, что тот является членом российского Таможенного союза - еще одной
движущей силы, посредством которой Москва пытается восстановить свое
влияние в регионе. Таможенный союз между Россией, Белоруссией и
Казахстаном формально начал свое существование в январе 2010 года, и как
ожидается, должен эволюционировать в создание единого экономического
пространства к январю 2012 года. Россия сохраняет доминирующее положение
в двусторонней торговле между двумя странами, так как она является
транзитной страной для казахского нефтяного и газового экспорта.
Астана
также имеет хорошие, крепкие отношения с Вашингтоном, которые
развивались с 1991 года без особых препятствий. США были первой страной,
которая признала независимость Казахстана. Вашингтон рассматривал
Астану как надежного партнера с тех самых пор, активно поддерживая
кандидатуру страны в качестве ротационного президента в Организации по
безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2010 году.
Энергетическое сотрудничество - один из столпов американо-казахских
отношений, учитывая поддержку Вашингтоном идеи энергетической
независимости среди стран региона. Вашингтон рассматривает
диверсификацию каспийских трубопроводов как противовес российскому
доминированию в плане энергоресурсов. Вашингтон одобрил соглашение между
Казахстаном и Азербайджаном, которое позволило Астане осуществлять
экспорт нефти частично через трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, что
способствовало уменьшению зависимости Астаны от Москвы в этом плане.
Вопросы нераспространения также являются основой двусторонних отношений
Астаны и Вашингтона. Соглашение о совместном снижении опасности,
посредством которого Вашингтон уже выплатил Астане более двухсот
миллионов долларов в рамках помощи Казахстану в избавлении от его
арсенала оружия массового уничтожения, считается одним из лучших
примеров политики нераспространения, картой, которую хорошо разыграла
Астана.
Хотя Астана и посчитала менее трудным управлять
конкурирующими экономическими интересами Москвы и Вашингтона,
урегулирование интересов в военной сфере и в области безопасности
оказалось более проблематичным. Казахстан решил использовать свое
членство в ОДКБ как противовес НАТО, хотя он и является членом программы
НАТО «Партнерство во имя мира» с 1995 года и сотрудничает с НАТО в
рамках Плана действий для партнеров. Организация (имеется в виду ОДКБ)
активно поддерживает страну в ряде сфер, от мер по борьбе с терроризмом и
таможенной безопасности до реагирования на чрезвычайные ситуации и
вопросов миграции. Очевидно, что на отношения Астаны с Вашингтоном
повлияли непостоянство и неустойчивость в отношениях между НАТО и ОБСЕ в
военной сфере. Упрямство НАТО, которое категорически отказывается
воспринимать сигналы, нацеленные на сотрудничество, со стороны ОДКБ,
могут привести к тому, что Астана станет больше полагаться на Москву в
своих нуждах в области безопасности и обороны, но это вряд ли повлечет
за собой какие-либо серьезные последствия для ее давних и прочных
отношений с Вашингтоном. Многосторонняя внешняя политика Астаны
базируется на внимательным образом сбалансированной стратегии, в которой
уступки чередуются с демонстрациями силы. Например, Москве приходится
терпимо относиться к открытости Астаны по отношению к иностранным
инвестициям в ее нефтяной сектор, в обмен она получает выгоду от
продолжения военного сотрудничества за счет НАТО. Казахстан смог
диверсифицировать своих собеседников и выработать частично независимую
политическую линию в регионе, в котором сталкиваются и соперничают между
собой интересы сразу нескольких крупных глобальных игроков. Это, судя
по всему, согласуется с удовлетворением желаний и целей администрации
Обамы в стране, при том, что Белый дом всеми силами способствует
развитию стабильного, безопасного и демократического государства,
которое принимает правила игры в плане свободной рыночной экономики и
верховенства закона, одновременно являясь уважаемым региональным
лидером.
Назарбаев несомненно рассматривает Среднюю Азию как
территорию, которая во все большей степени становится полем битвы за
влияние и превосходство не только для России и США, но также и,
неизбежно, для Китая. По мере того как Россия продолжает подниматься как
экономически, так и политически, ее способность влиять на события в
регионе, весьма вероятно, будет продолжать расти. То же самое можно
сказать и про Китай, который не делает особой тайны из своих собственных
амбиций по повышению своего статуса и увеличению доступа к
энергоресурсам в регионе. В то же самое время США оказываются в
ситуации, когда их возможности влиять на события в регионе начинают
ограничиваться сравнительно статичной внешней политикой и ограниченными
финансовыми ресурсами.
Россия, весьма вероятно, станет
окончательным победителем в своей битве за доминирующую роль для себя в
военной сфере и в области безопасности. Вполне возможно, что со временем
США могут уступить свое экономическое влияние постсоветского периода в
казахском углеводородном секторе китайским нефтегазовым компаниям, как
это все чаще происходит в других регионах мира. В то же время вполне
можно ожидать, что Назарбаев продолжит аккуратно манипулировать внешней
политикой Казахстана для максимальной выгоды Астаны.
Дэниел
Вагнер (Daniel Wagner) - исполнительный директор консалтинговой компании
в области политических рисков Country Risk Solutions, базирующейся в
Коннектикуте. Также является старшим советником в PRS Group.