Газета "Наш Мир" br>В последние годы Республика Казахстан предпринимает решительные шаги в
направлении развития альтернативных финансовых механизмов, а именно
принципов исламской экономики и финансирования.
В своем январском Послании народу Казахстана от 2010 года Президент
Республики Казахстан Н. А.Назарбаев поставил стратегическую задачу по
созданию регионального центра исламского банкинга в Алматы до 2020 года.
За год до того (12 февраля 2009 года) им был подписан Закон об
исламском финансировании. Эти два события обусловили важность проведения
отечественного мероприятия с участием членов правительства и ведущих
представителей глобальных исламских финансов — Казахстанской конференции
по исламским финансам (KIFC — Kazakhstan Islamic Finance Conference).
7–9 июня 2011 года в Казахстане принимает VII Всемирный форум исламской
экономики (WIEF World Islamic Economic Forum). В настоящее время
решается вопрос о проведении в октябре этого года в Алматы (впервые в
регионе СНГ и Европы) наиболее престижной отраслевой конференции WIBC
(World Islamic Banking Conference) CIS 2011 в выездном формате.
Казахстанская конференция по исламским финансам. Цели и задачи
Площадка КИФК, теперь уже ежегодной отраслевой конференции, стала
основной диалоговой платформой для обсуждения всего спектра вопросов
развития исламской финансовой системы Казахстана.
На первой конференции в марте 2010 года с приветственной речью выступал
премьер-министр Масимов. Именно в марте 2010 года впервые состоялся
серьезный диалог правительства с такими известными деятелями в отрасли
исламских финансов, как д‑р Ахмед Рифаат, генеральный секретарь IFSB
(Islamic Financial Service Board), г-н Абдулла Хасан Сейф, советник
премьер-министра Бахрейна, и т. д. На конференции выступили вице-премьер
— министр индустрии и новых технологий Исекешев с предложением
активизировать инвестиционные процессы из стран Ближнего Востока и
Юго-Восточной Азии в рамках ПФИИР и также министр финансов Жамишев.
Последний, в частности, ставил вопрос о возможности выпуска суверенных
облигаций Сукук в объеме до 500 млн. долл. США в течение 2010 года.
Необходимо отметить, что определенная работа МФ РК в этом направлении
была проведена: состоялся ряд встреч с исламскими банками, получено
несколько концептуальных предложений от них, один из его заместителей
побывал в рабочей поездке в Бахрейн по согласованию самой схемы эмиссии и
ее соответствия нормам шариата, но в связи с излишней ликвидностью
бюджета и привлеченным льготным займом МБРР необходимости в эмиссии
ценных бумаг исключительно для финансирования текущего дефицита бюджета
не возникло.
На 1‑й Казахстанской конференции по исламским финансам правительство РК
предложило зарубежным инвесторам участвовать в реализации пятилетней
программы индустриального развития Казахстана. Заместитель
премьер-министра — министр индустрии и новых технологий РК Асет Исекешев
на КИФК 2010 озвучил планы по активизации сотрудничества с инвесторами
из стран исламского мира, в особенности путем практического
использования исламских финансовых инструментов, в том числе выпуска
корпоративных сукук, открытия фондов прямых инвестиций, схем ГЧП и
венчурного капитала. Например, такие знаковые инвесторы, как Группа ИБР,
Мubadala Group, IPIC и FALAH Partners (ОАЭ), FORAS International и
Homeland Development Group (КСА), MAY Group, ALM Group and Markmore
Holding (Малайзия), Kuwait Finance House и Dar Investment (Кувейт), EMP
Partners, Batelco и CAPIVEST (Бахрейн), проявляют заинтересованность в
реализации проектов, внесенных в План индустриализации Казахстана.
В рамках КИФК 2010 впервые было объявлено об открытии операционной
деятельности первого исламского банка Аль-Хилал и открытии первого
филиала в г. Астана. В целом начальная конференция была посвящена
основам исламского финансирования и общим перспективам развития новой
отрасли финансового сектора, и ее успех задал определенный темп всему
указанному процессу.
Основными темами конференции 2011 года являются развитие исламского
рынка капитала, выпуск сукук и целевые инвестиции. Форум пройдет под
знаком инвестиций, соответствующих шариату, под критерии которых
подпадают почти все проекты, имеющие важное социально-экономическое
значение для всего населения страны, но однозначно исключающие
какие-либо отклонения от обычных морально-этических норм. Мы верим, что в
силу истинных причин последнего глобального кризиса ликвидности,
открывшего многим в мире важность и истинность антиростовщической
направленности этического банкинга, наши усилия по продвижению
социальной ответственности и нравственности в общий деловой климат будут
вознаграждены прежде всего дальнейшим улучшением взаимоотношений между
бизнесом и государством на фоне тотальной борьбы с коррупцией, между
обществом и предпринимательской средой в условиях взаимного доверия. Что
касается количества проектов и их инициаторов, могу дополнить, что
будут представлены как крупные проекты, например от ФНБ Самрук-Казына и
нацкомпаний, так и небольшие проекты от членов НЭП «Атамекен»,
ассоциации Халал и индивидуальных предпринимателей.
Дорожная карта исламских финансов в Казахстане
За прошедший год с момента вышеназванного послания президента РК
Назарбаева были достигнуты определенные результаты в направлении
реализации поставленных задач. В частности, разработана, подписана 9
заинтересованными ведомствами и реализуется Дорожная карта по развитию
исламских финансов до 2012 года, вносятся существенные изменения в
законодательство в части выпуска ценных бумаг, налогового права и
страхования, ведется активная работа по созданию второго исламского
банка для обслуживания МСП, проведены научно-практические семинары,
выпускается профессиональная литература (например, впервые в СНГ
переведена на русский язык известная «Настольная книга по исламским
финансам» (авторы К. Хасан и М. Льюис), постепенно осознается острая
необходимость в концепции и продвижении отдельной структуры —
Регионального исламского финансового центра, активно налаживает свою
деятельность АРИФ (Ассоциация развития исламских финансов), объединяющая
в настоящее время 7 субъектов исламского финансового рынка, и т. д.
Главный вывод на основании всей этой деятельности за год — это острая
необходимость системного подхода к вопросам внедрения исламских
инструментов и реальное понимание того, что только поддержка частных
исламских финансовых структур со стороны государства на первоначальном
этапе развития всей системы обеспечит реализацию стратегической задачи,
поставленной главой государства.
В преддверии создания Регионального исламского финансового центра к 2020
году обычные граждане, причем намного раньше этого срока и не только в
Алматы и в Астане, смогут иметь реальную возможность обратиться к
услугам всего спектра исламских финансов, а именно банков, ипотечных и
лизинговых компаний, инвестиционных фондов, включающих хадж фонды и
фонды прямых инвестиций, такафул страхования, первичного размещения
ценных бумаг, микрокредитования, консультационных услуг, в том числе
шариа-комплайенс, тренинга и обучения и т. д. Уже в текущем году наряду с
открытием розничного исламского банка можно будет воспользоваться
свободными от процентных начислений платежными картами от обычных банков
или профессиональными услугами опытных консультантов.
Как было ранее сказано в прессе, второй исламский банк в Казахстане
будет работать c МСП и физическими лицами. Он создается усилиями
партнеров — малайзийской Amanah Raya, Банка развития Казахстана и АО
Fattah Finance. Мы опираемся на позитивный опыт малайзийских братьев,
где большая часть немусульман постоянно обращается к услугам исламских
финансовых институтов на фоне их здоровой конкуренции с обычными
инвестиционно-банковскими и страховыми структурами. Умеренная модель
исламских финансов, достигших показателя в 20% от всего финансового
сектора этой страны в 2010 году, на базе постоянной системной поддержки
государства в настоящее время является оптимальной схемой для реализации
и в Казахстане, такой же многонациональной и мультиконфессиональной
стране с мусульманским большинством суннитского толка.
Казахстан и исламский мир через призму исламской экономики
Казахстан будет председательствовать в Организации Исламская конференция
с июня 2011 г. по июнь 2012 г. В рамках Концепции председательства РК в
ОИК, одобренной Н. А. Назарбаевым, именно торгово‑экономическое
измерение должно стать превалирующим трендом и именно вопросы развития
взаимной торговли, исламских финансов и прямых инвестиций станут
главными темами повестки большинства всех организационных мероприятий в
предстоящем году.
Усилиями правительства, особенно под руководством вице-премьера —
министра индустрии и новых технологий Асета Исекешева, предпринимаются
активные усилия по стимулированию инвестиционных потоков в рамках
форсированной индустриализации и диверсификации экономики страны, в том
числе с прошлого года разворачивает свою масштабную деятельность АО
«Национальное агентство по продвижению экспорта и инвестиций KAZNEX
Invest». При нем создан отдельный инвестиционный блок по Ближнему
Востоку, Африке и Юго-Восточной Азии, который постепенно нарабатывает
бесценный опыт и базы данных по инвесторам и проектам из этих стран. Со
второй середины прошлого года по настоящее время им осуществлен ряд
важных мероприятий по продвижению положительного инвестиционного имиджа
Казахстана в Саудовской Аравии, Кувейте, ОАЭ, Бахрейне и Малайзии. Во
2‑й Казахстанской конференции по исламским финансам примут участие
инвесторы из указанных стран, а также Катара, Великобритании, Иордании,
Турции и Ирана. Инвесторы будут заинтересованы в разных проектах по
отраслям, объемам инвестиций и срокам окупаемости. Особый инвестиционный
интерес представляют сельское хозяйство (в рамках продовольственной
безопасности стран ОИК), горнодобывающая и нефтехимическая
промышленность, туризм, транспорт и проекты халал-индустрии.
Как известно, Республика Казахстан — первое на постсоветском
пространстве государство, которое стало работать в направлении
корректировки законодательной базы, создания правовых условий для
функционирования исламских финансов. Впервые законопроект по исламскому
финансированию был внесен в парламент РК в 2008 году. 12 февраля 2009
года был принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и
дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по
вопросам организации и деятельности исламских банков и организации
исламского финансирования». Принятие этого закона заложило основу для
развития исламской финансовой индустрии в стране.
Есть основания надеяться, что до июня парламентом будет приняты
изменения в части упрощения процедур выпуска корпоративных сукук. Это
даст дополнительный источник фондирования инфраструктурных проектов. Мы
также заинтересованы ускорить процесс внесения соответствующих изменений
в законодательные акты по страхованию такафул и льготному налоговому
режиму для исламских финансовых трансакций. Уверен, в 2012–2013 годах мы
будем располагать наиболее благоприятной законодательно-нормативной
базой в условиях последовательного формирования Регионального исламского
финансового центра и его реальной конкурентноспособности в масштабе
СНГ.
Пока в силу определенной инертности традиционного бизнеса и повышенной
государственной поддержки через программы фонда Даму и уполномоченные
банки малые и средние предприятия находятся вне исламских экономических
механизмов. С другой стороны, первый исламский банк Аль Хилал, головная
структура которого является розничным учреждением с момента открытия в
2008 году в ОАЭ, на территории РК пока не располагает возможностями
широкого доступа к его услугам для обычных граждан и МСП.
Надеюсь, что в год председательства РК в ОИК и во исполнение
вышеуказанных стратегических задач соответствующие механизмы в
правительстве страны будут разработаны. Стоит упомянуть о ранее
озвученных планах по увеличению экспорта мяса, где определенную долю
должны занять халал-мясопродукты. Этот процесс автоматически повлечет за
собой необходимость появления исламского экономического сегмента в
структуре экономики страны с учетом активного развития исламских
финансов. В связи с этим необходимо будет придать статус
государственного так называемому «Техническому комитету по
стандартизации халал».
Необходимо подчеркнуть, что все эти процессы никоим образом не влияют на
светские основы государственного строя страны, полностью подлежат
регулированию и лишь обеспечивают дополнительные конкурентные
преимущества казахстанской экономики в условиях глобализации.
Вместо заключения
Несмотря на все приложенные усилия и некоторые успехи, мы совершенно
далеки от самоуспокоения и мыслей, что все уже идет по плану, что
вышеуказанная Дорожная карта успешно реализуется и эти меры в
определенный срок преобразуются в формат целого сектора исламских
финансовых услуг. Главным сторонником продвижения этого вопроса является
уважаемый Нурсултан Абишевич Назарбаев, который искренне поддержал еще в
2003 году инициативу президента ИБР д‑ра Ахмеда Мохамед Али о внедрении
исламских финансовых инструментов в стране, в 2008 году дал четкое
поручение правительству разработать отдельный законопроект по исламскому
финансированию, постоянно держал под контролем вопрос его
межведомственного согласования и одобрения в парламенте РК, подписал
данный закон 12 февраля 2009 года и открыл тем самым еще 2 года назад
правовой климат и весь спектр возможностей для формирования
казахстанского рынка в рамках глобального рынка исламских
финансово‑инвестиционных услуг.
Правильность его стратегического видения и политической воли
подтверждается временем и фактами, высокими темпами роста исламских
финансов и растущим профессиональным интересом мирового сообщества к
этой теме. На фоне такой поддержки, однако, трудно объяснить, почему
основные финансовые регуляторы снимают с себя функции единого
регулирования исламского финансирования и координации его системного
внедрения, почему первый исламский банк, открытый также во многом
благодаря усилиям президента страны, испытывает ряд налоговых и
технических проблем в своей операционной деятельности вот уже в течение
года, почему из 9 госорганов, подписавших Дорожную карту, реально
участвуют в ее активной реализации только 2 (РФЦА и МИНТ), почему до сих
пор население и малый бизнес страны реально не могут получить доступ к
широкому спектру розничных услуг в соответствии с шариатом, почему
официально не рассматривается возможность утверждения стандартов
финотчетности AAOIFI с необязательных характером их применения
субъектами исламского рынка, почему до сих пор ни одна структура РК не
представлена в таких представительных международных организациях, как
IFSB, AAOIFI, IIFM, IIRA и т. д., почему некоторые законопроекты,
особенно по суверенным и корпоративным сукук и страхованию такафул, в
силу их чрезвычайной важности не могут быть приняты намного раньше, чем
по плану (например, принятие поправок в части такафул предполагается
только в 2013 (!), почему в некоторых госорганах, откровенно говоря, не
хотят понимать сути исламского финансирования, злоупотребляя смыслом
математической категории «процента» и не различая между процентными
ссудными начислениями, что запрещено, и процентным измерением торговой
наценки на реальный актив или доли ожидаемой прибыли в проекте, что
разрешено.
Удивительно, но доходит даже до того, что некоторые на основе своих
субъективных предположений обвиняют исламские банки в том, что их
ценовая политика не соответствует принципам шариата и якобы исламские
финансы — это просто фикция, несовпадение объявляемых моральных
ценностей с реальным положением дел внутри самих банков. Искренне
рекомендую всем тем, у кого появляются такие мысли в результате общения с
исламскими финансовыми институтами, постараться все-таки глубоко
разобраться, в чем принципиальные различия между ними и обычными
финансовыми структурами. Для этого есть эксперты и соответствующая
литература на русском и английском языках, проводятся семинары и
конференции. Самое главное — искренность ваших намерений. Понятно, что
все новое всегда воспринимается с трудом и вызывает некоторые сомнения в
его целесообразности.
В связи с этим важно понять, что без осознания единой цели, без
системного подхода и объединения усилий всех ветвей власти,
научно-аналитического сообщества и рыночных практиков, даже при наличии
программных документов ничего по сути не изменится. Приведу яркий
пример. Буквально на днях в Стамбуле прошло знаменательное событие —
«круглый стол» по вопросам рынка и регулирования исламских финансов в
России и СНГ с участием ИБР, крупных исламских финансовых институтов,
национальных регуляторов, юристов и других заинтересованных лиц из СНГ
(включая Казахстан) и таких стран, как Малайзия, Бахрейн, Турция,
Люксембург, Германия, Великобритания и т. д. Впервые в истории внимание
глобальных исламских финансов было приковано к вопросам развития этого
сектора в регионе бывшего Советского Союза. Состоялся беспрецедентный
обмен мнениями по всему их спектру, скоро будет принята общая резолюция с
ее дальнейшей рассылкой ко всем национальным регулятивным органам этих
стран. Примечательно, что экспертное сообщество признало определенный
уровень достижений Казахстана в этом направлении. Надеюсь, что это
внимание придаст качественный импульс обсуждаемым процессам в стране и
позволит ярче осветить обозначенные проблемы и пути их решения.
Тем не менее думаю, что накопленный опыт Казахстана в таких
направлениях, как принятие отдельного законодательства, реализация
Дорожной карты, установление такого стратегического ориентира, как РИФЦ
до 2020 года, системное рассмотрение вопросов исламского финансирования,
может быть очень полезен для коллег из России, Азербайджана,
Таджикистана, Кыргызстана и т. д. Вместе с тем необходимо признать
необходимость взаимного обмена имеющимся опытом (о чем, кстати,
говорилось и на «круглом столе» в Стамбуле 1 марта), в том числе исходя
из практики этих стран по созданию исламских инвестиционных и лизинговых
компаний, продвижению вопросов вакфов и закята, конвертации обычного
банка в исламскую структуру и т. д.
Резюмируя все вышесказанное, для реального формирования исламского
финансового сегмента в рамках отечественной финансовой системы
необходимы объединенные усилия власти, государственного и частного
корпоративного сектора, крайне важны истинность намерений, ясное
понимание задач, адекватное изучение мирового опыта, взаимный диалог и
доверие между рыночными субъектами и потребителями их услуг. Все это,
без сомнения, приведет к качественному улучшению ситуации по внедрению
исламских финансовых инструментов на всей территории СНГ, постепенно
синхронизирует и внесет их текущие операционные модели в общую
региональную и глобальную матрицу данного рынка услуг, оздоровит через
руководящие этические принципы деловой климат и не оставит места для
каких-либо мистификаций, домыслов, предубеждений и недоверия к исламским
финансам как объективной и позитивной реальности мировой экономики.
|