Газета "Наш Мир" br>Банкротство государства, в отличие от фирмы, не означает его юридической
ликвидации. Так что можно не опасаться, что колонны Парфенона
отправятся в Германию и Францию, чтобы украсить вестибюли местных банков
– основных кредиторов Греции. Тем не менее, если верить министру
финансов Германии Вольфгангу Шойбле (Wolfgang Schäuble), банкротство
Афин, то есть неспособность страны выплачивать государственный долг,
может привести к «последствиям еще более драматичным, чем крах
американского банка Lehman Brothers», банкротство которого в сентябре
2008-го года спровоцировало мировой финансовый кризис.
Эффект
домино – вот, что страшит европейцев. Португалия, Италия, Ирландия и
Испания, финансы которых находятся в крайне плачевном состоянии, рискуют
стать жертвами спекулянтов в силу своей неспособности кредитовать
национальную экономику по приемлемым ставкам. Самые пессимистичные
наблюдатели, такие как Нуриэль Рубини (Nouriel Roubini) из США, видят в
сложностях, переживаемых Грецией, предзнаменования распада еврозоны,
обреченной на то, чтобы расстаться с самыми слабыми членами –
«периферийными» странами.
Облегчить невыносимое долговое бремя
Греции (около 350 миллиардов евро) так, чтобы страна не была на грани
дефолта – вот цель ежедневных обсуждений руководителей ключевых
финансовых учреждений еврозоны и главы правительства Греции Георгиосом
Папандреу. Нынешний статус-кво невыносим, дефолт неприемлем: между этими
двумя крайностями есть ряд вариантов.
Выход из еврозоны
В
иные времена Греция могла бы девальвировать курс драхмы, чтобы снизить
стоимость государственного долга и повысить конкурентоспособность
национальной экономики. Но драхма более не существует, и подобное
решение предполагает выход из еврозоны: решение слишком дорогостоящее
для Афин и неприемлемое для европейцев.
Финансовая поддержка Греции
Этой
политики и придерживаются в настоящее время партнеры Афин: в 2010 году
Европейский Союз и Международный валютный фонд выделили стране кредитов
на сумму в 110 миллиардов евро, чтобы правительство Греции могло и далее
работать, не прибегая к помощи финансовых рынков, ставших недоступными.
На сегодняшний день стране перечислено 53 миллиарда евро, и решение о
выдаче нового транша должно быть принято 23-24 июня на заседании
Европейского совета в Люксембурге. По некоторым сведениям, речь идет о
сумме в 60 миллиардов евро.
Цель выдачи этих кредитов двояка:
обеспечить повседневное функционирование греческой экономики и
продемонстрировать инвесторам, что еврозона прочна и ее члены готовы
поддерживать друг друга. Тем самым будет сохранено доверие инвесторов,
чтобы другие страны не стали жертвами вероятного кризиса. Именно этот
аспект, по словам экономиста Уильяма де Вэйлдера (William de Vijlder) и
превращает Грецию в своего рода «подопытного кролика».
Приватизация
Уже
осуществляющийся план приватизации может служить лишь дополнением к
более масштабным проектам. Впрочем, размах его таков, что он должен
принести в бюджет страны значительные суммы: речь идет об отраслях от
энергетики до транспорта, включая банки и телекоммуникации. В целом,
грандиозный план приватизации, рассчитанный до 2015 года, должен
принести стране 50 миллиардов евро. Тем не менее, Жером Крээль (Jérôme
Creel) - экономист Французского центра исследования экономической
конъюнктуры OFCE и преподаватель международной бизнес-школы ESCP Europe –
предупреждает об опасности слишком массовой приватизации, способной
привести к тому, что контроль над страной окажется в руках иностранцев:
«Греция и так практически оказалась под [иностранной] опекой, было бы
опасно, если бы она еще и утратила контроль над своими крупными
предприятиями и подверглась риску вывода промышленного производства за
границу».
Китайский след
В конце 2010
года Афины посетила делегация, возглавляемая премьером Госсовета КНР
Вэнем Цзябао. Тогда Пекин взял на себя обязательства по поддержке
предстоящего размещения государственных облигаций Греции. Впрочем,
невозможно установить, было ли это обещание исполнено. В столь внезапном
интересе Китая к Греции нет ничего удивительного, поясняет Николя
Дромель (Nicolas Dromel), научный сотрудник Национального центра научных
исследований CNRS и сотрудник Парижской школы экономики. Он напоминает,
что китайские суверенные фонды уже частично скупили долги Португалии и
Испании: «Это вписывается в стратегию Китая, заключающуюся в том, чтобы
стать мировым кредитором. Китайцы способны аккумулировать огромные
средства, а еще они терпеливы: они не стремятся быстро вернуть свои
вложения. Они могут позволить себе действовать смелее, чем другие
страны».
Реструктуризация долга
Для
выплаты долга заемщику можно предоставить дополнительное время, иными
словами осуществить «мягкую» реструктуризацию. Такое решение отстаивает,
в частности, Берлин, предлагающий дать Афинам семилетнюю отсрочку. Этой
же точки зрения придерживается глава клуба министров финансов еврозоны
Жан-Клод Юнкер. Решение о подобном переносе сроков выплаты долга должно
получить поддержку как государственных, так и частных финансовых
институтов, являющихся кредиторами Греции. Частные банки, похоже, готовы
пойти на уступки: многие французские и немецкие банки недавно
подчеркнули готовность поддержать такую инициативу, если за ней будет
стоять широкий круг инвесторов. Таким образом, в краткосрочном плане
этот вариант представляется наиболее вероятным.
Но каким бы
«мягким» ни было это решение, оно само по себе станет признанием
слабости, способным спровоцировать столь пугающий эффект домино.
Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) противится этому варианту, считая,
что он заставит инвесторов усомниться в устойчивости еврозоны. Кроме
того, ЕЦБ настаивает на «исключительно добровольном» характере участия
частных банков в подобном плане: в противном случае на рынке может
разразиться паника.
Жером Крээль видит цель этого плана в простой
попытке избежать слова «дефолт»: «С объективной точки зрения, любой
план, предполагающий реструктуризацию [греческого долга], означал бы,
что европейцы объявляют себя побежденными и вынужденными признать, что
еврозона – при всем ее богатстве – не в состоянии защитить себя: таким
образом, целью плана было бы лишь стремление минимизировать последствия
катастрофы, выдать ее за нечто иное, чем дефолт». Рейтинговое агентство
Standard & Poor's уже предупредило, что оно не даст себя одурачить, и
объявило, что будет считать реструктуризацию долга «фактическим
дефолтом» и еще сильнее понизит рейтинг Греции. Последний уже опустился
до отметки ССС, что превращает Грецию в страну с самым низким рейтингом
по версии Standard & Poor's.
Переговоры по пересмотру долга в сторону понижения
Это
«жесткий» вариант реструктуризации, состоящий в попытке договориться с
кредиторами о простом снижении сумм, которые им причитаются. Кредиторы,
понимающие, что вернуть часть вложенных средств лучше, чем потерять все,
должны, тем не менее, дать согласие на такой шаг. Вариант в настоящее
время считается табу: риск цепной реакции был бы огромен, и от такого
признания собственной слабости пострадала бы вся Европа. Кроме того,
европейские чиновники, ответственные за принятие решения, считают, что
оно поставило бы под удар банки всего континента и в особенности банки
самой Греции, являющиеся крупными кредиторами своей страны.
Впрочем,
многие считают такое решение неизбежным, ибо долг Греции чрезмерно
велик (порядка 140% ВВП). Некоторые даже призывают к его принятию.
Например, Николя Дромель рассматривает его как «необходимое зло»,
которое позволит положить конец проблеме сверхзадолженности: «Продолжать
и дальше выдавать кредиты и предоставлять помощь – этого мало, так как
Афинам не удается увеличить доходы и снизить в достаточной мере расходы
так, чтобы восстановить равновесие. Насколько жесткая реструктуризация
была нежелательна в прошлом году – в момент выхода из финансового
кризиса – настолько же она желательна в этом году». Такое решение,
которое приведет к тому, что Греция на несколько лет окажется отлученной
от рынка заимствований, также послужит четким сигналом другим странам,
испытывающим трудности, и подтолкнет их к проведению более жесткой
финансовой политики. Они осознают, поясняет Николя Дромель, что
невозможно спасать всех все время».
Консенсус: проведение реформ
Хотя
в ряде случаев эти решения, позволяющие решить проблему в краткосрочном
плане, и не противоречит друг другу, аналитики единодушны в том, что
все они должны сопровождаться принятием программы чрезвычайно жестких
реформ, так как лишь она позволит стране обрести стабильность в
долгосрочной перспективе. Кстати, помощь, которую Греции с 2010 года
оказывает Европейский Союз и Международный валютный фонд, сопровождается
тяжелыми условиями, которые Жером Крээль называет «жертвами»: речь идет
о повышении налогов, понижении зарплат чиновников, снижении пенсий,
отмене тринадцатой зарплаты… Эти меры должны принести миллиарды евро, но
лишь в довольно отдаленной перспективе.
Со своей стороны, Жером
Крээль считает, что для греков было бы гораздо эффективнее бороться с
уклонением от уплаты налогов и преступлениями в налоговой сфере, ущерб
от которых соответствующие греческие службы оценивали на конец 2010 года
«примерно в треть ВВП». А главное, решение этой проблемы было бы
«эффективнее с точки зрения получения [бюджетом] дополнительных доходов и
было бы легче воспринято населением страны, чем меры вроде отмены
тринадцатой зарплаты», уверяет французский экономист.
|