Газета "Наш Мир" br>
Удивительно, насколько быстро меняется современный мир. Еще недавно Wall
Street был переполнен паникерами, которые спрыгивали с тонущих кораблей
ипотечных банков и страховщиков недвижимости, а сегодня CEO многих
компаний, которым еще даже не исполнилось и года с момента основания,
выбирают между покупкой двух Murcielago или одного Aventador. В
некоторых ситуациях это можно назвать выбором меньшего из двух зол, т.к.
в Долине начинает появляться закрытый клуб очень молодых компаний,
которым охотно дают деньги (порой, даже слишком охотно) при воздушных
оценках в $1 миллиард.
И пока мы все все наблюдаем за тем, как некоторые из них начинают
торговаться на открытых рынках (LinkedIn, чьи дела идут неплохо и
Pandora, где все не так радужно), или только готовятся к выходу на
фондовый рынок (Groupon, Zynga, Facebook), есть и другие, быстрорастущие
грибы, прямо за спиной более крупных игроков. Эти компании закрывают
раунды финансирования объемом от $50 до $100 миллионов, и судя по словам
инвесторов, которые видели финансовые подробности и показатели роста,
все эти компании достаточно здоровые для того, чтобы привлекать деньги
каждого капиталиста, желающего рискнуть.
Кто входит в этот клуб?
Airbnb однозначно входит в этот
клуб. Краудсорс-рынок, готовый превратить вашу квартиру в отель на одну
ночь, вырос на 800% за прошлый год, обслужив более 800 000 клиентов.
Людей, предоставляющих свое жилье на этом ресурсе, уже более 60 000, а
резервация растет темпом от 40 до 50 процентов за месяц. Субаренды будут
следующей фишкой ресурса, а сама компания входит в число самых успешных
выпускников Y Combinator в этом году.
Square
тоже за праздничным столом,
поднимая по $50 миллионов в каждом раунде. В мае стартап перешагнул
психологическую отметку в 500 000 активированных кард-ридеров и 1 000
000 транзакций, обрабатывая в день мобильных платежей объемом более $3
млн. COO компании Кейт Рабойс рассказал на Disrupt NYC,
что всего за этот год компания планирует обработать транзакций на общую
сумму более $1 миллиарда, и что по его мнению, по прибыли компания
оторвется вперед от PayPal (где он был менеджером, когда сама PayPal еще
была стартапом). Кстати, недавно в совет директоров Square вошел Винод Косла — один из влиятельнейших людей в Кремниевой Долине, со-основатель Sun, близких друг всех детей Билла Гейтса.
Spotify
наконец-то закрывает
раунд финансирования при оценке в $1 миллиард, который висел в воздухе с
февраля. В нем принимают участие DST International, Kleiner fund и
Accel Partners — более чем именитые фонды. Еще $100 миллионов, или около
того, компания надеется получить за счет сервиса стриминга музыки на
рынке США, куда она наконец-то пускает свои щупальца — их там очень
ждут.
Dropbox
, еще один выпускник
инкубатора Y Combinator, совсем недавно получивший $7,2 миллиона от
меценатов, возможно станет самым дорогим стартапом в этом клубе, ведь
уже сегодня оценивается в $1,5 — $2 миллиарда. Dropbox растет как на
дрожжах и хвастается 25 миллионами пользователей сервиса, в сумме
сохраняющими более 200 миллионов файлов каждый день. За 18 месяцев
приложение скачало более 21 миллиона пользователей. Что удивительно,
очень многие хотят вложиться в Dropbox, но далеко не все могут — он
растет так быстро, что чем дольше руководство и текущие акционеры решают
брать им деньги или нет, тем больше стоит сама компания.
Gilt Groupe
еще одна лошадка в этой
конюшне, в мае получившая $138 миллионов при оценке около $1 миллиарда.
Что примечательно — Gilt была одной из первых компаний, запустившей
сайт-магазин целиком выполненный на технологии flash, в США. В этом году
прибыль компании приближается к $500 миллионам, и она расширяет поле
своей деятельности с продажи шмоток уровня «люкс», до эксклюзивных
туристических туров, локальных сделок и т.д.
И, конечно, всеми любимая
FourSquare
по последним сообщениям тоже закрывает очередной раунд финансирования
при оценке почти в $1 миллиард. На самом деле, доход и оборот компании
пока не способствуют таким оценкам, но возможно, что там переняли опыт
Twitter и теперь делают упор не только на финансовые показатели, но и на
цифры роста пользовательской базы. Все-таки, с монетизацией у
FourSquare дела пока обстоят хуже других представителей этого закрытого
клуба, но потенциально ее возможности зарабатывать деньги переплюнут
аналогичные способности очень многих технологических компаний.
Как уже упоминалось, в «наблюдательном совете» над этим клубом восседают
Pandora (которая совсем недавно вышла на публичный рынок, подняла $2
миллиарда и
теперь стагнирует), LivingSocial (которая стоит около $3 миллиардов), LinkedIn (тоже публичный,
рыночная капитализация — $6,2 миллиарда), Twitter (его оценивают в
интервале от $3 до $10 миллиардов), Zynga (которая будет стоит больше
$10 миллиардов при выходе на биржу) и наконец Groupon (вероятно, в
районе $25 миллиардов). Отдельно в этом ряду стоит Facebook, который уже
стоит более $50 миллиардов и планирует капитализироваться на уровне
оценки в $100 000 000 000.
|