Газета "Наш Мир" br>
Основная трудность была в том, что мы не знали, как управлять этими
детьми. Нам никто не рассказал и не показал этого, несмотря на все наши
настойчивые просьбы. Все мои русские коллеги испытывали одинаковый шок и
стресс, включая тех, кто прекрасно знал английский. Наш российский
педагогический опыт абсолютно не срабатывал в американских условиях.
Более того, я заметил, что чем богаче был российский опыт, тем труднее
приходилось моим коллегам. Так, например, Лариса Евгеньевна –
заслуженный педагог с двадцатилетним стажем, ревела чуть ли не каждый
день.
Наша беда была в том, что мы не имели никакого
представления о том, что такое американская школа. Я и мои коллеги
пробовали действовать, опираясь на российский опыт, на наши понятия о
том, что хорошо и что плохо. Мы пытались применить к ученикам известные
нам российские способы воздействия, которые, как выяснялось, совершенно
не срабатывали. Помню, я пару раз в качестве наказания заставил своих
студентов встать и стоять, как это делается в России. Ученик при этом
послушно вставал и удивленно смотрел на меня. Одновременно на
происходящее с интересом взирал весь класс, пытаясь догадаться, что
такое учитель задумал. Все дело в том, что такая мера наказания не
применяется в американской школе. Поэтому дети даже и не понимали, что
это я их таким образом наказываю. И так было практически cо всем, что я
предпринимал.
Позже я заметил, что даже
американским учителям-первогодкам было очень тяжело. Я видел, в каком
подавленном и опустошенном состоянии они выходили из школы после уроков.
Опытные же коллеги подбадривали нас и говорили, что трудно первые
полгода, потом будет полегче.
Постепенно, присматриваясь к
своим американским коллегам со стажем, мы стали замечать, что свободой и
любовью в их классах в общем-то особо не пахнет. Напротив, слышны
командирским тоном отдаваемые приказания и налицо безропотное исполнение
со стороны учеников.
А тренеры школьных команд по футболу и
баскетболу обладают над своими подопечными просто неограниченной
властью. Стиль их общения со своими подопечными больше напоминает
армейский. За любую провинность они просто кладут их в упор лежа, либо
строят и, бывает, приводят особо отъявленных в чувство ударом кулака в
грудь.
Что интересно, студенты покорно сносят такие методы
воспитания. Авторитет тренера безграничен. Для них он царь и бог. Помню,
как один из тренеров даже предложил мне свою помощь в усмирении буйных:
"Вы только назовите мне имена тех, кто мешает вам вести урок”. Что
интересно, по существующим правилам студент лишается права участвовать в
командных играх, если не успевает хоть по одному из обязательных
предметов. Поэтому члены спортивных команд стараются вести себя хорошо и
учиться хотя бы на троечку, чтобы не вылететь из команды и не подвести
таким образом коллектив. К сожалению, далеко не все студенты принадлежат
к той или иной спортивной команде…
Постепенно, глядя на
коллег-американцев, мы тоже стали закручивать гайки, но время было
упущено. У детей уже сформировался стереотип, что у этих странных
русских можно себе позволить все.
Драка в
американской школе – это элемент культуры, своеобразное состязание,
несмотря на всю свою серьезность. Если двое дерутся, то вокруг
моментально вырастает толпа, которая в полном экстазе начинает
скандировать: "Fight! Fight!” Причем в толпе - и юноши, и девушки.
Последним это даже больше нравится. Частенько они и сами не прочь
оттаскать друг друга за волосы. Драка продолжается до тех пор, пока
вызванная кем-то из учителей школьная полиция не скручивает дерущихся и
не уводит их в наручниках. А свидетели, которым посчастливилось увидеть
драку от начала до конца, потом еще в течение десяти-пятнадцати минут
после начала урока возбужденно рассказывают менее удачливым товарищам
детали произошедшего.
Мой коллега Саша Миронычев выдвинул
идею, что основная задача учителя в школе - не учить предмету, а держать
детей в классе под присмотром, чтобы они были чем-то заняты, и за это
время никто никого не покалечил. Конечно, это несколько утрировано, но
близко к правде. В классах есть много детишек, которые могут хорошо
учиться. Но процент неблагополучных или просто неспособных учиться
настолько велик, что нормального учебного процесса, как того требует
программа, не получается.
В начале учебного года я по
совету коллег-американцев попросил своих учеников написать на листочке о
том, как они видят себе мой предмет и что помнят по этому предмету из
предыдущего школьного года. Две очень примерные девочки написали
следующее: "Мы не помним ничего. Наша учительница была nice, но она
постоянно отвлекалась от урока, чтобы усмирять хулиганов и сопровождать
их к директору. Поэтому мы практически не занимались”. Это ощущения
нормального ребенка от обычного класса обычной школы.
Для
завершения картины моих первых впечатлений небольшой пример,
свидетельствующий об уровне образовательного процесса в девятом классе
Westbury High School. Для начала представьте себя на месте
учителя. Вы две предыдущие недели усиленно трудились, пытаясь втолкнуть в
головы своих учеников хоть что-нибудь. Вы затратили на это колоссальную
энергию, такую, как никогда ранее. Выложились полностью. Причем
большинство детей в классе под вашим неусыпным вниманием занималось
делом. Когда вы обращались с вопросом к классу, то даже слышали вполне
разумные ответы. Нечасто, но слышали. В целом класс работал. Вам удалось
заставить студентов переписать из учебника в тетрадки дважды, а то и
трижды самые главные определения. Они совершенно верно находили в
учебнике ответы на поставленные вами вопросы. Вы проходили с ними тему
действия и противодействия из раздела механики (помните такую?), и они
понятливо кивали головами, когда вы приводили примеры из жизни на эту
тему. И вот теперь предстоит контрольная работа, и вы ожидаете
сравнительно высоких результатов. Результатов своего нелегкого, но
благородного труда. Теперь представьте свое состояние, когда
при проверке контрольных выясняете, что хорошего результата нет. Что
вообще нет никакого результата. Что 10 процентов, как всегда,
просто ее не делали и сдали чистые листки или вообще ничего не сдали.
Еще 30 процентов написали что-то на листках, но искать в написанном
какой-либо смысл просто бесполезно, 30 процентов на вопрос "Действием
каких сил объяснить тот факт, что мяч, брошенный об стенку, ударившись,
летит обратно?” отвечают: "Потому что отскакивает”. 20 процентов пишут
почти правильные ответы, правда, при этом перепутав направления сил
действия и противодействия, и лишь 10 процентов дают верный ответ. Вы
рвете на себе волосы. Как же так? Как же вы могли?! Теперь
скажите, какова будет ваша реакция на эти результаты контрольной?
Правильно! "Поставить всем двойки к чертовой матери!” И вы эти двойки
ставите, и на душе становится немного легче… Вы вводите эти двойки в
компьютер и видите, что текущие оценки учеников резко меняются. Теперь
семьдесят процентов личного состава заваливают цикл. А оценки за цикл
выводить через три дня… Как вы думаете, что скажет директор
школы, если увидит такие оценки? Правильно, он скажет, что вы не
справляетесь со своими обязанностями. Посмотрите, у других учителей
какая успеваемость! 20 процентов - отличники, 40 процентов - хорошисты,
30 процентов - удовлетворительно. И только 10 процентов неуспевающих.
Вот как нужно работать! Вы начинаете чесать свою репу… Боже мой, что делать? Что делать?! Безвыходных
ситуаций не бывает. Сейчас найдем выход... Ура, нашел! Завтра же даю им
новую контрольную полегче. И вопрос задам попроще – "Что произойдет с
мячиком, если его бросить об стену?” Большинство ответит правильно -
мячик отскочит от стенки, и я поставлю им пятерки. Показатели будут
лучше, и отметки резко исправятся. Хорошо? Да, но есть одно
"но”… Эту контрольную еще нужно проводить, потом ее нужно проверять,
выставлять оценки… Долго, лишняя работа опять-таки. Не лучше ли
пересмотреть оценки за прошлую контрольную? И что это я на них взъелся? В
целом они неплохие ребята. И написали в общем-то правильно. Ну, сам
подумай. Почему мяч летит обратно? Потому что отскакивает! А что тут,
собственно, неправильного? А полетел бы он обратно, если бы не отскочил?
Нет! То-то и оно то! Молодцы дети, получите свои четверочки. Так,
теперь вы… написали бессмыслицу… А может, это и не бессмыслица вовсе?
Может, там скрытый смысл кроется? Может ребенок так видит мир? Ведь
работали же детки в классе, писали что-то у себя в тетрадках, просто так
не сидели. Получите свои троечки. А ты всего три слова
написал: "I don’t understand”? Ну что же ты? А такой умный мальчик. Вон
как по барабану бьешь в школьном оркестре! И в баскетбол славно играешь!
А ты и вовсе два слова написал: "Fuck school”? Ух ты непоседа какой… А
ну, получите свои троечки с минусом. Так, сколько теперь у меня
неуспевающих? Пятнадцать процентов? Ну, это нормально. Можно спать
спокойно. Весело вам, уважаемый читатель? Знаю, весело! А
теперь станет еще веселей, если узнаете, что в этой истории нет ни
грамма вымысла. Это повседневная реальность. Нужны ли
дополнительные детали для описания моего стрессового состояния на
протяжении нескольких первых месяцев? Уже на третий день я почувствовал,
что просто умираю, и решил, что на эту работу больше не пойду. Пакую
чемоданы и уезжаю обратно. Так я говорил себе если не каждый
день, то по крайней мере каждый второй. Но чуть остыв и придя в себя, на
следующее утро снова отправлялся на работу. Тогда я не мог себе
позволить уволиться просто из-за финансовых соображений. Я вложил в
приезд в Америку достаточно большие для меня деньги и не мог себе
позволить просто так их профукать. Я должен был если уж не заработать,
то хотя бы вернуть вложенное. Каждый день говорил себе – продержаться
еще хотя бы одну недельку, до следующей зарплаты. Вернуть хотя бы часть,
а там посмотрим... Так я выстоял первое полугодие. А во
втором - действительно стало легче. И я решил попробовать продержаться
еще полгода, чтобы уже действительно что-то заработать. А в
конце первого учебного года мне чудом удалось перевестись в другую школу
дистрикта - Lamar High School, в одну из трех лучших школ Хьюстона. Там
совсем другие дети, и вообще это совсем другая школа. Но это уже другая
история, и об этом в следующей главе.
|