Газета "Наш Мир" br>  При этом культура управления государством сегодня построена именно на его доминировании. 
  Начнем
 с краткого информационного сообщения: «Международное рейтинговое 
агентство Moody's Investors Service поставило суверенный рейтинг Италии 
на пересмотр с возможностью понижения. В список на пересмотр внесены 
долгосрочные рейтинги государственных облигаций в местной и иностранной 
валютах, находящиеся на уровне Aa2». Одновременно Moody's подтвердило 
краткосрочные суверенные рейтинги Италии на уровне Prime-1, говорится в 
сообщении агентства.
  Дальше Moody's объясняет решение начать 
пересмотр рейтингов Италии с перспективой их снижения «трудностями 
экономического роста страны в связи с макроэкономическими структурными 
недостатками и вероятным ростом процентных ставок». Кроме того, 
аналитики агентства отметили «риски, охватывающие выполнение задачи по 
консолидации бюджета», а также «риски, вытекающие из перемен в условиях 
рыночного финансирования для европейских государств с высоким уровнем 
долга».
  В частности, Moody's указывает, что за период глобального
 финансового кризиса накопленное падение итальянского ВВП составило 
почти 7 процентных пунктов, и на сегодняшний день «отыграна» лишь малая 
часть этого падения. Между тем перспективы экономического роста в 
предстоящие годы будут ключевым фактором, определяющим доходы 
правительства и реализацию задач в области сокращения государственной 
задолженности.
  Последнее рейтинговое действие Moody's в отношении
 Италии датируется маем 2002 г., когда агентство повысило суверенный 
рейтинг страны с Aa3 до текущего уровня Aa2, установив «стабильный» 
прогноз. Отметим, что в прошлом месяце другое рейтинговое агентство - 
Standard&Poor's - изменило прогноз по суверенному рейтингу Италии со
 «стабильного» на «негативный», сославшись на медленные темпы 
экономического роста и туманные перспективы сокращения госдолга.
  Формально,
 в прошлом году дефицит бюджета Италии составил 4,6% от ВВП - меньше 
суммарного дефицита бюджета еврозоны (6% ВВП). Однако общий уровень 
госдолга Италии очень велик и находится на уровне Греции – на сегодня он
 составляет почти 120% от ВВП, тогда как в целом по еврозоне этот 
показатель равен 85%. Кроме того, Италия – это не просто страна 
еврозоны, это еще и член G8, то есть – одна из крупнейших экономик мира 
(Китай, впрочем, который по некоторым оценкам уже крупнейшая экономика 
мира, в G8 не входит).
  Появление Италии в списке потенциальных 
стран-банкротов, конечно, неприятный симптом. Однако его нужно 
рассматривать как показатель того, насколько все страны мира оказались 
вовлечены в кредитные схемы, принятые последние 30 лет. Напомню, что 
суть этих схем состояла в том, что на фоне постоянно снижающейся 
стоимости кредита, всем заемщикам была дана возможность брать кредиты не
 с учетом того, что они должны их обязательно вернуть  из своих доходов,
 а в предположении, что их будут все время рефинансировать под разные 
залоги.
  Снижение стоимости кредита здесь принципиально важно, 
поскольку обслуживать их нужно в любом случае, а при постоянном снижении
 ставки можно наращивать объем долга при практически неизменных годовых 
расходах на выплату процентов. И если мы посмотрим на те страны, которые
 имеют, вроде бы, приличные показатели государственного долга (например,
 Испания или Россия), то у них проблемы в других местах, например, в 
долге корпоративном или банковском.
  Есть еще одна тонкость в этой
 системе - это то, как страны получают свои доходы. Есть 
страны-экспортеры, у которых избыточные доходы, которые создают иллюзию 
успешности. Некоторые экспортируют сырье – у них проблемы начнутся чуть 
раньше, как только станут в очередной раз лопаться финансовые пузыри на 
сырьевых рынках, некоторые – конечную продукцию, в том числе и 
высокотехнологическую. Именно к ним относится Италия, кстати. У них 
проблемы начнутся чуть позже, но их все равно не избежать, поскольку 
любое производство ориентировано, в конце концов, на конечный спрос, 
который начал сокращаться и будет это делать все быстрее и быстрее. Даже
 несмотря на то, что его пытаются активно стимулировать, в том числе 
эмиссионными мерами.
  Отметим, что избежать описанной выше 
кредитной схемы было практически невозможно – с конца 80-х годов вся 
мировая экономика составляет собой единую систему с унифицированными 
правилами. Но сегодня снижение кредита больше невозможно, а значит в 
соответствии с этими правилами, их необходимо возвращать. Но одно дело 
сказать, или даже написать в правилах, совсем другое – осуществить на 
практике. Здесь начнутся серьезные проблемы. И дело даже не в том, что 
резко упадет уровень жизни частных заемщиков, которым все это, конечно, 
не понравится. Дело в том, что полный возврат долгов, или хотя бы 
существенное увеличение доли годовых выплат со стороны заемщиков, 
приведет к резкому снижению совокупного спроса. А мировая экономика 
работает, по большому счету, на совокупный спрос, именно он, 
перераспределяясь, дает поток доходности во всю экономику.
  Нет, 
по итогам возврата долгов денег у банков станет больше, но что они с 
ними будут делать? Вернуть их в экономику будет невозможно: 
домохозяйства не будут брать новых кредитов, они и со старыми-то не 
очень справляются, а корпорациям он тоже будет не нужен – поскольку их 
продукцию никто не будет покупать. Создавать новые центры потребления – 
это даже не годы, а десятилетия, даже у Китая это толком не получается, а
 спрос богатых очень и очень ограничен, особенно на фоне взлета 
«среднего» класса.
  С этим, последним, тоже будут проблемы, 
поскольку он, в своем нынешнем виде, есть следствие кредитного бума 
последних 30 лет. Иными словами, «среднего» класса в ближайшие лет 5-8 
не станет. Может быть, на его осколках и возникнет что-то другое, сильно
 меньшее - и по количеству, и по объему потребления, но это еще вопрос. А
 вся современная культура управления большими социальными массами, 
государством в целом, построена именно на доминировании среднего класса,
 причем в крупных городах. Перестроить такую культуру, опять-таки, - это
 десятилетия, которых почти точно не будет. Как решать эту проблему - 
совершенно не ясно.
  И Италия здесь является просто типичной 
иллюстрацией. И масштаба долга, и масштаба проблем. И почти наверняка, 
такие же проблемы ждут и другие страны, даже те, для которых это сегодня
 кажется невозможным. 
		
	  |