Газета "Наш Мир" br> При этом культура управления государством сегодня построена именно на его доминировании.
Начнем
с краткого информационного сообщения: «Международное рейтинговое
агентство Moody's Investors Service поставило суверенный рейтинг Италии
на пересмотр с возможностью понижения. В список на пересмотр внесены
долгосрочные рейтинги государственных облигаций в местной и иностранной
валютах, находящиеся на уровне Aa2». Одновременно Moody's подтвердило
краткосрочные суверенные рейтинги Италии на уровне Prime-1, говорится в
сообщении агентства.
Дальше Moody's объясняет решение начать
пересмотр рейтингов Италии с перспективой их снижения «трудностями
экономического роста страны в связи с макроэкономическими структурными
недостатками и вероятным ростом процентных ставок». Кроме того,
аналитики агентства отметили «риски, охватывающие выполнение задачи по
консолидации бюджета», а также «риски, вытекающие из перемен в условиях
рыночного финансирования для европейских государств с высоким уровнем
долга».
В частности, Moody's указывает, что за период глобального
финансового кризиса накопленное падение итальянского ВВП составило
почти 7 процентных пунктов, и на сегодняшний день «отыграна» лишь малая
часть этого падения. Между тем перспективы экономического роста в
предстоящие годы будут ключевым фактором, определяющим доходы
правительства и реализацию задач в области сокращения государственной
задолженности.
Последнее рейтинговое действие Moody's в отношении
Италии датируется маем 2002 г., когда агентство повысило суверенный
рейтинг страны с Aa3 до текущего уровня Aa2, установив «стабильный»
прогноз. Отметим, что в прошлом месяце другое рейтинговое агентство -
Standard&Poor's - изменило прогноз по суверенному рейтингу Италии со
«стабильного» на «негативный», сославшись на медленные темпы
экономического роста и туманные перспективы сокращения госдолга.
Формально,
в прошлом году дефицит бюджета Италии составил 4,6% от ВВП - меньше
суммарного дефицита бюджета еврозоны (6% ВВП). Однако общий уровень
госдолга Италии очень велик и находится на уровне Греции – на сегодня он
составляет почти 120% от ВВП, тогда как в целом по еврозоне этот
показатель равен 85%. Кроме того, Италия – это не просто страна
еврозоны, это еще и член G8, то есть – одна из крупнейших экономик мира
(Китай, впрочем, который по некоторым оценкам уже крупнейшая экономика
мира, в G8 не входит).
Появление Италии в списке потенциальных
стран-банкротов, конечно, неприятный симптом. Однако его нужно
рассматривать как показатель того, насколько все страны мира оказались
вовлечены в кредитные схемы, принятые последние 30 лет. Напомню, что
суть этих схем состояла в том, что на фоне постоянно снижающейся
стоимости кредита, всем заемщикам была дана возможность брать кредиты не
с учетом того, что они должны их обязательно вернуть из своих доходов,
а в предположении, что их будут все время рефинансировать под разные
залоги.
Снижение стоимости кредита здесь принципиально важно,
поскольку обслуживать их нужно в любом случае, а при постоянном снижении
ставки можно наращивать объем долга при практически неизменных годовых
расходах на выплату процентов. И если мы посмотрим на те страны, которые
имеют, вроде бы, приличные показатели государственного долга (например,
Испания или Россия), то у них проблемы в других местах, например, в
долге корпоративном или банковском.
Есть еще одна тонкость в этой
системе - это то, как страны получают свои доходы. Есть
страны-экспортеры, у которых избыточные доходы, которые создают иллюзию
успешности. Некоторые экспортируют сырье – у них проблемы начнутся чуть
раньше, как только станут в очередной раз лопаться финансовые пузыри на
сырьевых рынках, некоторые – конечную продукцию, в том числе и
высокотехнологическую. Именно к ним относится Италия, кстати. У них
проблемы начнутся чуть позже, но их все равно не избежать, поскольку
любое производство ориентировано, в конце концов, на конечный спрос,
который начал сокращаться и будет это делать все быстрее и быстрее. Даже
несмотря на то, что его пытаются активно стимулировать, в том числе
эмиссионными мерами.
Отметим, что избежать описанной выше
кредитной схемы было практически невозможно – с конца 80-х годов вся
мировая экономика составляет собой единую систему с унифицированными
правилами. Но сегодня снижение кредита больше невозможно, а значит в
соответствии с этими правилами, их необходимо возвращать. Но одно дело
сказать, или даже написать в правилах, совсем другое – осуществить на
практике. Здесь начнутся серьезные проблемы. И дело даже не в том, что
резко упадет уровень жизни частных заемщиков, которым все это, конечно,
не понравится. Дело в том, что полный возврат долгов, или хотя бы
существенное увеличение доли годовых выплат со стороны заемщиков,
приведет к резкому снижению совокупного спроса. А мировая экономика
работает, по большому счету, на совокупный спрос, именно он,
перераспределяясь, дает поток доходности во всю экономику.
Нет,
по итогам возврата долгов денег у банков станет больше, но что они с
ними будут делать? Вернуть их в экономику будет невозможно:
домохозяйства не будут брать новых кредитов, они и со старыми-то не
очень справляются, а корпорациям он тоже будет не нужен – поскольку их
продукцию никто не будет покупать. Создавать новые центры потребления –
это даже не годы, а десятилетия, даже у Китая это толком не получается, а
спрос богатых очень и очень ограничен, особенно на фоне взлета
«среднего» класса.
С этим, последним, тоже будут проблемы,
поскольку он, в своем нынешнем виде, есть следствие кредитного бума
последних 30 лет. Иными словами, «среднего» класса в ближайшие лет 5-8
не станет. Может быть, на его осколках и возникнет что-то другое, сильно
меньшее - и по количеству, и по объему потребления, но это еще вопрос. А
вся современная культура управления большими социальными массами,
государством в целом, построена именно на доминировании среднего класса,
причем в крупных городах. Перестроить такую культуру, опять-таки, - это
десятилетия, которых почти точно не будет. Как решать эту проблему -
совершенно не ясно.
И Италия здесь является просто типичной
иллюстрацией. И масштаба долга, и масштаба проблем. И почти наверняка,
такие же проблемы ждут и другие страны, даже те, для которых это сегодня
кажется невозможным.
|