Газета "Наш Мир" br> С осени-2012 почти половина поверхности продаваемых в США пачек с
сигаретами будет занята наглядными изображениями последствий курения.
Доходчивее, чем нежное отечественное «Курение убивает», правда? (Изображение FDA.) |
Управление по контролю качества продуктов и лекарств США (FDA) обязало табачные компании с осени 2012 года размещать на продаваемых в Америке сигаретных пачках новые объявления о вреде курения — красочные и крупные, занимающие верхнюю половину лицевой и оборотной стороны пачек. (Под наглядные предупреждения также будет отводиться 20% площади рекламных объявлений и плакатов.)
Из 36 вариантов предупреждений, представленных в прошлом году публике, последняя выбрала самые хлёсткие и жёсткие. В том числе: дым, вырывающийся из отверстия от трахеотомии; раковая губа крупным планом; человек с дыхательным аппаратом; больной новорожденный (рисунок); просто труп. Самое душераздирающее изображение — рыдающая женщина под сообщением о том, что пассивное курение вызывает фатальные болезни лёгких. Тёмный ужас не вызывает только фотография бородача в майке с надписью «Я бросил». По расчётам FDA, курильщики, потребляющие по пачке сигарет в день, будут видеть предупреждения более 7 000 раз в год. По данным опроса ВОЗ, проведённого в странах, где на сигаретных пачках размещаются графические предупреждения о вреде курения, 25% табаконаркоманов под их влиянием как минимум однажды задумывались о том, чтобы бросить курить.
С середины 1980-х в Америке на сигаретных пачках используются чёрно-белые (и неконкретные) текстовые предупреждения о вреде курения, по дизайну и размеру напоминающие нынешние российские (до этого, с 1965 года, на пачках прятался американский аналог надписи «Минздрав предупреждает...»). Новые устрашающие предупреждения о конкретных рисках, связанных с курением, — заслуга нынешней администрации и лично президента Обамы, в 2009 году подписавшего закон, по которому федеральное правительство получило право регулировать рекламу табачных изделий, определять стандартный дизайн их упаковки, а также ограничивать максимальное содержание никотина в сигаретах и запрещать распространение отдельных марок.
Число курильщиков среди взрослых американцев снижалось с 1970 по 2004 год (с 40% до 20%). Сторонники новых предупреждений считают, что они помогут восстановить эту тенденцию, а FDA надеется, что в 2013-м бросят курить 213 тыс. человек (по сравнению с 46-миллионным легионом курящих это, конечно, капля в море). Причины, по которым администрация Обамы и FDA так усердствуют, весомы: совокупный ежегодный ущерб, который курение наносит экономике страны, составляет $200 млрд.
Табачные корпорации (тратящие в год $12,5 млрд на рекламу) уже подали в суд на правительство. В пул вошли вторая в индустрии компания R.J. Reynolds (представляемая материнской Reynolds American Inc.), третья Greensboro, Winston-Salem, Lorillard Inc. и др. Торговцы раком
утверждают, что новые предупреждения мешают покупателям видеть бренды
сигарет, оттеснённые в нижнюю часть упаковок. Крупнейший производитель
сигарет в США, Philip Morris USA, принадлежащий Altria Group Inc., пока
изучает предупреждения и дизайн пачек, и комментариев не даёт.
С ужасом, но с пользой посмотреть на девять утверждённых новых американских антитабачных страшилок можно здесь.
Единственное из девяти изображений, дающее надежду.
|