Газета "Наш Мир" br>
В марте многие стали свидетелями словесной перепалки относительно
ситуации в Ливии между президентом России Дмитрием Медведевым и
премьер-министром Владимиром Путиным. Довольно язвительные замечания
президента по поводу отношения премьера к операции сил НАТО в Ливии дали
причину многим «специалистам» указывать на разногласия в правящем
тандеме. В тоже время те, кто имеет каплю здравого смысла, указывают на
то, что позиции российских лидеров были прекрасно выверенными и,
очевидно, заблаговременно согласованными. Медведев выражал откровенную
озабоченность сохранением внешнеполитической репутации нашего
государства, а премьер - сохранением российского капитала в Ливии.
Народные волнения и политический коллапс в государствах Северной
Африки и Ближнего Востока в ближайшее время могут стоить России больше
10 миллиардов долларов, которые ВПК утратит из-за срыва контрактов по
экспорту вооружений.
Как указывает издание World Tribune - самой серьезной потерей для
России стал ливийский рынок. В 2010 году Россия и Ливия подписали
контракт на поставку различных видов вооружения из РФ на сумму 1,3
миллиарда евро. По данным издания, Джамахирия планировала закупить 20
боевых самолетов, несколько десятков танков, два дивизиона
ракетно-зенитных комплексов «Фаворит», 40 зенитных зенитно-ракетных
артиллерийских комплексов «Панцирь-С1», планировался заказ на
модернизацию больше 140 танков и иного вооружения. Так же, ожидалось,
что Ливия будет первым зарубежным клиентом отечественных истребителей
Су-35. Компания «Рособоронэкспорт» была готова к подписанию контракта
на экспорт в ливийскую Джамахирию от 12 до 15 самолетов, что в денежном
эквиваленте должно было принести в российскую государственную казну
более 800 миллионов долларов.
Еще примерно 1 миллиард долларов
Ливия готова была выплатить за партию из 10 штук боевых вертолетов
Ка-52 «Alligator». Также, глава «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин,
сообщил о заинтересованности ливийцев в приобретении подводных лодок
типа 636, скоростными ударными ракетными катерами класса «Молния»,
ракетными комплексами залпового огня «Град» и новейшей ракетно-зенитной
системой С-400 "Триумф".
Какова теперь участь заказанной
ливийцами военной техники, Анатолий Исайкин в Ле Бурже не рассказал.
Остается только предполагать, какая ее часть стоит без дела на
заводских складах, а какая вычеркивается из планов по производству. В
любом случае, в итоге вступления эмбарго в отношении Ливии, которое 10
марта поддержал президент РФ Дмитрий Медведев, потери понесет, видимо,
не только "Рособоронэкспорт", но и оборонно-индустриальный комплекс
России в совокупности.
Из-за срыва поставок в Ливию, потери
ФГУП «Рособоронэкспорт», согласно озвученной оценке главой
государственной корпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, составят не
менее 4 миллиардов долларов. Анатолий Исайкин несколько позже высказал
предположение, что под этой оценкой, очевидно, имелась в виду
потерянная выгода, рассчитанная не на текущий год, а на перспективу.
Исайкин напомнил, что сегодня Россия занимает второе место в мире по
экспорту вооружения и уступает только США и терять эту позицию,
правительство нашей страны не намеренно.
В прошлом Россия уже не
однократно имела отрицательный результат по части срывов поставок
вооружения зарубежным государствам. Взять, к примеру, отказ Алжира, в
марте 2008 года, от покупки отечественных истребителей МиГ-29СМТ,
который перерос в международный скандал. Тогда представители военной
авиации Алжира забраковали качество 15 самолетов. Впоследствии
российская сторона провела собственное расследование и причину отказа
Алжира от покупки боевых самолетов назвали беспочвенной. Самолеты,
которые изготавливались по контракту, были выкуплены ВВС России, что
стало прекрасным подарком летчикам, которые давно заявляют о
необходимости модернизации летного парка.
Возможно, и в данном
случае России удастся обернуть неприятное поражение в Ливии в небольшую,
но победу собственных вооруженных сил, которые получат современное
вооружение «вне плана».
Но если потери контрактов по ОПК Россия
может компенсировать модернизацией собственной армии, что не маловажно,
то потеря контрактов заключенных гражданскими государственными и
коммерческими предприятиями практически невосполнима. А потери
необходимо признать существенные.
ОАО «Татнефть». В октябре 2005
года эта нефтедобывающая компания выиграла конкурс на разработку
нефтяных месторождений вблизи с городом Гадамис, а также в районе города
Сирта (родной город Муаммара Каддафи). Геологоразведочные работы и
сейсмические исследования велись на основе принятого Соглашения о
разведке и разделе конечной продукции (EPSA), подписанного с NOC на срок
30 лет. В период 2009—2010 годов на нескольких пробуренных нефтяных
скважинах была добыта первая нефть.
В феврале 2011 года
большинство компаний, которые работают на подряде у «Татнефти»,
прекратили производственную деятельность, и зарубежные специалисты стали
покидать охваченное пламенем революции государство. В условиях
сложившейся ситуации компания «Татнефть» была вынуждена прибегнуть к
эвакуации персонала и замораживанию действия подписанных ранее
контрактов. «Татнефть» питает надежду, что после нормализации обстановки
компания сможет возобновить начатые работы. При другом варианте убытки
«Татнефти» составят как минимум 193 миллиона долларов, которые уже
инвестированы в развитие месторождений нефти.
ОАО «РЖД». В ходе
визита в 2006 году президента РФ Владимира Путина в Триполи был подписан
«железнодорожный» контракт на общую сумму 2,2 миллиарда евро. В конце
2008 года на банковские счета РЖД начали поступать первые авансовые
средства, общая сумма которых составила 360 миллионов евро и 14,4
миллиардов рублей. Выполнение основных работ было возложено на ДО РЖД
ОАО «Зарубежстройтехнология». Уже в 2009 году «Зарубежстройтехнология»
уложило 14 километров рельсовых путей, собрало и установило 110
стрелочных переводов. На строительстве были задействованы 1734 единиц
техники, более 3,5 тысяч строителей, включая 289 инженеров. В 2009 году
дебиторская задолженность «Зарубежстройтехнологии» из-за авансовых
платежей другим российским предприятиям участникам реализации проекта
увеличилась в 8,9 раза (с 217,8 до 1934,6 миллионов рублей), а в 2010
году общая сумма заключенных контрактов превысила 20 миллиардов рублей.
ОАО
«Газпром». 20 декабря 2006 года «Газпром» выиграл тендер на разведку,
разработку и дальнейшую добычу углеводородов блока №19 расположенного
на ливийском шельфе Средиземного моря. «Газпром» получил полные права
на разработку месторождения на период до 30 лет, а инвестиции компании
должны составить более 200 миллионов долларов.
Как сообщает сам
«Газпром», финансовые операции в Ливии в большей части проводились
через ассоциированное предприятие «Винтерсхалл АГ». В итоге, по
состоянию на 31 декабря 2010 года, выручка «Винтерсхалл АГ» составила
65,4 миллиардов рублей, инвестиции со стороны самого «Газпрома» — 11,0
миллиардов рублей, чистая прибыль — 4,1 миллиардов рублей, включая и
долю чистой прибыли «Газпрома» — 2,0 миллиарда рублей. Таким образом, в
связи с напряженной обстановкой в Ливии, возможные убытки «Газпрома»,
только по предварительным подсчетам могут составить более 361 миллионов
долларов.
ОК «РУСАЛ». 22 сентября 2008 года компания РУСАЛ
подписала Меморандум о взаимопонимании по образованию совместного
предприятия с Государственным фондом социального и экономического Ливии
(ESDF) для реализации грандиозного проекта по строительству в
североафриканском государстве энергометаллургического комплекса. По
предварительным данным, комплекс будет включать в себя алюминиевый
завод мощностью до 600 тысяч тонн в год и современную газовую
электростанцию мощностью более 1500 МВт.
Завод в Ливии должен
был стать 3-им по объему производства алюминия предприятием О.
Дерипаски после российских Красноярского и Братского алюминиевых
заводов. Однако с началом экономического кризиса в мире, а в 2011 году
революции в Ливии РУСАЛ отодвинул реализацию грандиозного проекта, на
второй план.
|