Газета "Наш Мир" br>
Не вижу ничего удивительного в том, что депутат Леонид Слуцкий
приземлился в Лавре на вертолете. Это лишь яркая иллюстрация степени
религиозности российских "очень важных персон", их отношения к вере и
РПЦ.
Посмотрите, где эти "персоны" стоят во время богослужений, особенно в
столичном храме Христа Спасителя. Отдельно от всех прочих. Один очень
видный украинский политик свою духовность так демонстрировал, что даже в
алтарь заходил и сидел там. Достиг больших высот. И никто не
возмущается. А послушайте, как священнослужители обращаются к этим
"персонам", величая их "превосходительствами". Ну какие в храме Божием
могут быть "превосходительства"?!
Могут. Их почтительно встречают у ворот монастырей и храмов,
устраивают персональные экскурссии. А те ходят, важно кивая в такт
словам седобородых епископов. Да что там экскурсии. Вот глава Счетной
палаты Сергей Степашин признался однажды, что в муромском Спасском
монастыре у него своя келья есть. Еще бы, он же немало потрудился для
восстановления обители. Заслужил келью персональную. Надо же когда-то не
только о делах государственных подумать, но и о душе.
За ее спасение большие люди готовы тратить большие деньги. Они не
только колокольни возводят. Окрестности знаменитых монастырей уже
застроены особняками красного кирпича. Не каждому же персональную келью
выделять. А в обычных паломнических гостиницах не тот уровень комфорта.
Удобства, как правило, в конце коридора. Да еще и комнаты на 10-15
человек. И кое-где армейские койки стоят... Так что, ночевать лучше в
собственном дворце.
История учит нас только тому, что не учит нас ничему. Вот точно также
в паломничество отправлялись "их превосходительства" и до революции.
Поразглядывайте картину Репина "Крестный ход в Курской губернии". Именно
этим крестным ходом приносили из Курска в Коренную пустынь на летнее
время драгоценную икону – Курскую Коренную. Оборванные старухи на
картине не выдуманы художником. Более того, Репин даже их
сфотографировал.
А чем заканчивался крестный ход в Пустынь? Прямо под стенами обители
открывалась Коренская ярмарка, и начинался кутеж, описанный Гиляровским:
"безумно сорили деньгами", шампанское лилось рекой. В игорных домах
делали тысячные ставки и били шулеров. "Общество" развлекали артисты.
Берега реки "белели купальнями"... О протестах духовенства Гиляровский
не сообщает, зато упоминает некоего диакона, с удовольствием
отобедавшего в павильоне, который под стенами обители воздвигло
министерство Императорского двора. В 1898 году один впечателенной
картиной разврата юноша, Анатолий Уфимцев, попытался взорвать икону.
"Очень важные персоны" в России любят помогать РПЦ материально, храмы
строить, колокола лить, купола золотить, привозить святыни из-за
рубежа. И получать церковные ордена. При этом в РПЦ откровенно
признаются, что благочестивые чиновники и коммерсанты получают их
исключительно за свой вклад в церковное благосостояние. Профессиональная
деятельность при этом не рассматривается.
Вот ходят губернаторы, мэры, думские пэры и "авторитетные в
определенных кругах" сэры, увешанные церковными наградами, как
новогодняя елка игрушками. Тот же депутат Слуцкий – обладатель ордена
Сергия Радонежского II степени. Взаимоотношения современных бояр и
магнатов с Церковью уже стали предметом злых шуток, от пелевинского
"Солидный Господь для солидных господ" до анекдота, бытующего в сугубо
церковной среде. Умер великий благотовритель и стучится в ворота рая. Я,
говорит, построил столько-то храмов, столько-то колоколен, столько-то
куполов отлил. А ему – нет вас в списках, но мы готовы вернуть все ваши
деньги...
А что депутат в Лавру на вертолете прилетел, – так, мелкий знак эпохи.
|