Газета "Наш Мир" br>
Напоминание о злате и связанной с ним независимости уничтожало
симпатию к собеседникам, копировавшим поведение участников эксперимента.
Цзя Лю из Гронингенского университета, Кэтлин Вос из Карлсоновской
школы менеджмента Университета Миннесоты и Дирк Смейстерс из
Роттердамской школы менеджмента провели сравнительное исследование силы
воздействия, которое оказывают на человека деньги, и эффекта
поведенческой мимикрии.
Действие денег (или простого напоминания о них) обычно двояко: у
индивида проявляются стремление преследовать автономные цели и
безразличие к окружающим. Поведенческая мимикрия — бессознательное
копирование поз, жестов и моторики другого человека — порождает эмпатию,
чувство общности, стимулирует общение и является сигналом о
желательности такового.
Исследователи попробовали наложить эти эффекты друг на друга.
Участники эксперимента (72 студента) выполнили ряд заданий. Сначала они
прошли заурядный психологический тест на компьютере; в действительности
главным элементом испытания был фон экрана — изображение денег либо
раковин. Затем каждый испытуемый общался с собеседником, который либо
сознательно мимикрировал под него (повторял позы и жесты в течение двух
секунд), либо не делал этого. После этого участники заполняли тест,
определявший их текущий уровень тревоги, а также опрашивались о том,
насколько им понравился собеседник.
Оказалось, что подопытные, которым о деньгах не напоминали, больше
симпатизировали «мимикрирующему» собеседнику. А вот те участники,
которым показывали фон из денег, воспринимали «подлаживающегося» хуже,
чем бесстрастного. Попытки сближения вызывали у них отчётливое чувство
тревоги.
|