Газета "Наш Мир" br> Bork Electronic, Vinzer Corporation и Vitesse France вводили
покупателей в заблуждение, указывая, что производят свои товары
в Европе.
Таков итог расследования Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Нарушителям грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб. Для компании деньги
небольшие, но, если ФАС в суде докажет, что Bork действительно вводила
своих покупателей в заблуждение, репутационный вред будет существенным,
компания может и уменьшить свою долю на рынке, полагает Александр
Онищук, президент ассоциации РАТЭК, сообщают «Ведомости».
ФАС на заметку
С советских времен у нашего покупателя сложилось четкое
представление о том, что иностранные бренды могут служить мировым
эталоном качества. Специально для тех, кто не может, российский
предприниматель предлагает «европейское качество по доступным ценам»
— продукцию китайского, польского и российского производства с красивыми
иностранными названиями.
Президент компании «Голдер Электроникс» и владелец брэнда Vitek Андрей
Деревянченко на старте своей карьеры совмещал торговлю техникой
с работой охранником. Пять лет назад он зарегистрировал в Австрии
торговую марку Vitek. Название происходит от слов vita (по-латыни
— жизнь) и tech (в смысле — техника). Вопреки распространенному мнению
никакого Витька в бизнесе одноименной компании нет. Место регистрации
позволяет Vitek писать на коробках «Производитель: Австрия». Техника
господина Деревянченко изначально позиционировалась как качественный
товар по цене на 10—15% дешевле, чем аналогичный, но известных марок.
Однако позднее компания смогла себе позволить обзавестись собственным
дизайн-бюро для разработки уникальных моделей техники. Сейчас господин
Деревянченко гордится разработанным в этом году чайником, мигающим
по периметру красными лампочками и светящимся голубым неоновым светом.
Вместе с Деревянченко начинал и Евгений Назаров, основатель менее
известной марки бытовой техники Vigor (образовано от английского
vigorous — мужественный, сильный), она зарегистрирована в Венгрии. В
Москве офис Vigor располагается в арендуемой у завода «Вымпел» комнате,
где сидят 20 человек, стоят все модели бытовой техники и приятно пахнет
борщом из заводской столовой.
Коммерческий директор Vigor Александр Назаров не скрывает, что вся
бытовая техника их, как и любой другой российской, компании покупается
в странах Юго-Восточной Азии, собирается на одних и тех же заводах
и часто не просто похожа внешне, а одинакова. «Мы приезжаем на фабрики,
смотрим, что они нам предлагают, выбираем понравившиеся модели
и договариваемся о цене, за которую они поставят на чайник название
нашей марки, — говорит он.— Разработкой собственного дизайна заниматься
не имеет смысла: дорого, да и все равно украдут».
Торговая марка Scarlett (принадлежит компании Arima Holding Corp.,
совместному детищу китайцев и россиян), производитель самых покупаемых
в России чайников, зарегистрирована в Англии в 1996 году и названа
в честь Скарлетт О'Хара Гамильтон Кеннеди Батлер. Потому что целевая
аудитория виделась родоначальникам марки преимущественно женской,
хозяйственной, но не чуждой классики литературы и романтики.
Если выбор простейшей бытовой техники покупатель делает,
ориентируясь лишь на цену, то все, что сложнее утюга, продать
под малоизвестными марками уже очень сложно.
Rolsen — марка, придуманная в 1995 году выпускником МФТИ Сергеем
Белоусовым — используется для телевизоров, домашних кинотеатров,
мониторов, мобильных телефонов и стиральных машин. Но Rolsen никогда
не разменивал свое имя на утюги. Начиналась компания со сборки
телевизоров LG, а теперь выпускает и собственные на заводе во Фрязино
(детали закупают в Юго-Восточной Азии). В последнее время наиболее
успешно у Rolsen продаются мониторы и телевизоры, которых она выпускает
по 150 тыс. и 240 тыс. штук в год соответственно. На том же заводе
в подмосковном Фрязино делаются все продающиеся в России 20-,
21— и 25-дюймовые телевизоры LG.
Мелочью не занимается и торговая марка Kaiser , работающая на рынке
как немецкая компания с середины 90-х и придуманная отцом-основателем
Павлом Логиновым. Эта торговая марка успешно насыщает рынок
крупногабаритной кухонной техникой. Ее господин Логинов делает на том же
заводе в Польше, который выпускает и продукцию под маркой Hansa.
Марки Techno , Trony и Elenberg тоже ни разу не западные. Они
принадлежат крупным розничным сетям «Техносила», «Мир» и «Эльдорадо»
соответственно. Они и присутствуют только в магазинах этих сетей.
Никакого Эленберга, скажем, в Техносиле найти нельзя.
Зато Bork , продвигающий себя как немецкая техника, есть практически
во всех магазинах, несмотря на то, что это бренд сети «Электрофлот». Но
у Bork есть преимущество — брутальный весьма привлекательный дизайн
и средний ценовой сегмент, тогда как продукция под тремя
вышеперечисленными марками стоят очень дешево.
А также:
Чай-кофе
Компания Milagro (по-испански — чудо) работает на рынке с 1998 года
и специализируется на растворимом кофе. Как рассказывает директор
компании по маркетингу Никита Морев, когда они только начинали работать,
доверия к западным производителям бодрящего напитка у нашего покупателя
было больше, поэтому и пришлось прибегнуть к иностранному имени. Делают
Milagro в Европе и России, главный офис компании располагается
в Германии.
Еще одна компания — Kaffa Industries, известная в России своим
растворимым кофе, работает здесь всего три года. Ее название выдумано,
как и название вида кофе Kaffa Elgresso (Kaffa — это название провинции
на востоке Африки, где, по легенде, впервые появился напиток кофе,
а elgresso — просто красивое придуманное слово, ничего не означающее).
Kaffa производит кофе на двух заводах в Подмосковье.
Бренды Greenfield , Tess , Jardin принадлежат питерской компании
«Орими Трейд», а Curtis & Patridge – производителю «Май».
«Покупателю хочется верить, что марка, которую он выбирает, изготовлена
из уникальной воды единственного в мире затерянного ледника в Тихом
океане по случайно обнаруженному рецепту вымершего племени
новозеландских аборигенов. И что особенно важно, он готов платить за это
дополнительные деньги», – говорит Кирилл Дубинский, директор
по стратегическому планированию и развитию бизнеса креативного агентства
«Аврора».
Чай Greenfield позиционируется в премиальном ценовом сегменте как
произведённая по заказу и под контролем компании Greenfield Tea Ltd.,
которая была учреждена 10 августа 2003 года в Великобритании
санкт-петербургским производителем чая «Орими Трейд». Уже через пару
недель его продукция появилась на российском рынке. На упаковке
обозначены сайты с британскими доменами и лондонские адреса. Однако
информации об истории фирмы на них не указано.
А ТАКЖЕ:
Косметика
Известная марка Faberlic начиналась в 1997 году и называлась
«Русская линия». До этого ее основатели выпускники МГУ Алексей Нечаев
и Александр Даванков торговали на рынке ценных бумаг. Потом пробовали
производить биодобавки и бытовую химию, но в итоге решили заняться
косметикой. Поначалу компания даже хотела сыграть на том, что она
российская. Но исследования показали парадоксальные вещи. С одной
стороны, наши женщины ценят русскую косметику за натуральность. С другой
— хотят видеть у себя на туалетном столике стильную упаковку
с космополитическим названием.
Новое слово для «Русской линии» придумывали целый год. В результате
решили синтезировать слова faber (мастер) и «лик» (lic). И
для иностранного, и для русского уха слово новое, и оно по задумке
производителя должно вызывать у покупателя ассоциации с известным всему
миру Фаберже.
В этом году компания Faberlic специально проводила опрос среди своих
покупательниц, с помощью которого выяснила, что 30% принимают ее
за российского производителя, 29% — за иностранного, а 24% считают, что
это совместное производство. На самом деле делают косметику на двух
заводах — в Балашихе и Подмосковье, используя при этом, впрочем, сырье
и разработки иностранных фирм.
А ТАКЖЕ:
Одежда и обувь
Сеть магазинов одежды Sela , являясь российским брендом,
принципиально не переводит на русский язык свой слоган Feel The Same,
которому уже лет 10, почти столько же, сколько и самой сети.
Никакого обувного мастера Carlo Pazolini не существует и никогда
не существовало. Звучит, конечно, прекрасно. Ласкает слух всякой
женщины, которая живет с твердым и справедливым убеждением, что лучшая
в мире обувь — итальянская. Carlo Pazolini Group — это название
российской компании, у которой есть собственные обувные фабрики в России
и Китае и сеть фирменных магазинов.
TJ Collection, которая, как пишут в пресс-релизах, «была создана
в Великобритании в 1992 году», выпускает обувь под тремя торговыми
марками: TJ Collection , Chester и Carnaby . Производятся они все,
опять-таки судя по пресс-релизам, на «семейных обувных производствах
Италии и Испании с использованием ручного труда». Продумано было все
до мелочей. У каждой марки — своя целевая аудитория. TJ Collection
покупают следящие за модой представительницы среднего класса; Chester
— любители добротной классической обуви; Carnaby — молодежь. Удивляло
покупателей только одно — когда они, отправившись по делам или в отпуск
в Англию, пытались найти магазин любимой марки, ничего не выходило.
Ростовский бизнесмен Владимир Мельников шьет джинсы, джинсовую
одежду, детский и взрослый трикотаж в Ростове и больше нигде. Очень
гордится успехом своего предприятия и вообще выступает за отечественного
производителя. Но тем не менее две его марки называются Gloria Jeans и
Gee Jay . Хотя здесь стоит сделать акцент, что происхождение компании
никогда не скрывалось, а вовсе даже наоборот — всячески подчеркивалось.
Питерская фирма «Август Плюс» производит и продает женскую одежду
под торговой маркой Oggi — очень сдержанную и простую, но, с другой
стороны, модную и изящную. Поэтому ее любят покупать преподаватели,
финансисты и другие строгие женщины, которые не могут очень уж
экспериментировать со стилем. Само слово oggi — итальянское («Сегодня»),
так что покупательницы в массе своей считают марку итальянской.
Обувь Ralf Ringer традиционно считают то ли немецкой, то ли
австрийской. Но, на самом деле она производится на фабриках в Москве,
Владимире и Зарайске. Руководители компании при этом охотно дают
интервью разным деловым изданиям, увлеченно рассказывая и о нашем
происхождении и о том, как они развивают производство и модернизируют
фабрики.
Обувная сеть Tervolina тоже не скрывает места производства: обувь
они шьют в Тольятти, на фабрике «Лидер». Да и название Tervolina они
не специально придумывали, оно осталось еще с тех времен, когда свою
обувь фирма не шила, а импортировала ее из Чехии и Венгрии.
Camelot , бренд ультрасовременной молодежной обуви, тоже наш.
История компании «Camelot» началась в 1996 году с открытия небольшого
магазина, где были представлены коллекции «Grinders», «Dr.Martens»,
«Shellys» и др. Но не все могли позволить эту обувь из-за высокой цены. С
1999 года появилась почти такая же обувь, но сделанная не в Британии
и США, а в Польше и Китае под контролем российской компании. А
следовательно, доступная для молодежи.
Сеть магазинов «Спортмастер» обладает целой линейкой самых
разнообразных брендов одежды и обуви sport— и casual-стиля. По большей
части, продукция под этими брендами продается в самих магазинах, но для
O'STIN всегда открывают отдельные магазины.
Другие марки «Спортмастера»: Demix, Outventure, Joss, Exxtasy, Termit, а также спортивное оборудование Torneo.
А также:
Спортивное оборудование
Продукты питания и товары для дома
А также:
канцтовары Erich Krause и оконные технологии Proplex
|