Газета "Наш Мир" br>
Почему Япония? Почему бесконечные выставки нэцке и кимоно? Почему
везде икебана? Почему «Солнце» Сокурова? Почему самураи, харакири,
микадо? Почему, наконец, Маса у Фандорина? Почему — если не только у нас
— «Убить Билла», «Звонки» и «Дневник гейши»? Что это было?
Мода на всё японское, кроме моды на экзотику, — это ещё две-три не
столь, как экзотика, очевидные вещи. Ведь есть же страны и культуры
поэкзотичнее Японии и японской: Индонезия, Лаос, Австралия, Ливан,
Парагвай, Конго, — но не они на протяжении всего ХХ века сопутствовали
европейской культуре и были в фокусе её таких-сяких интересов.
Любая японская ерунда и мелочь типа Мураками тут же становилась жутко
популярной и читаемой, а гватемалец Мигель Анхель Астуриас или нигериец
Воле Шойинка, несмотря на то, что они нобелевские лауреаты и писали
лучше, — нет, никогда не стали. Дзэн-буддизм, украденный японцами у
китайцев, у китайцев был чань-буддизм, но дзэн — это «о, дзэн!», а чань —
это «что такое чань?» Как и китайская чайная церемония, считающаяся
японской. То же самое с японской техникой: она далеко не всегда лучше
европейской и американской, но нам упорно хочется считать её самой
лучшей.
Есть что-то ненормальное в этом влечении ко всему японскому. Но что?
Среди вариантов ответа может быть и такой: Япония — самая прозападная из
всех восточных стран — всеми силами делает вид, что она самая
антизападная. И этим, как умная женщина, заставляет завоёвывать себя
каждый раз заново. Она, в отличие от Индии, Латинской Америки,
африканских стран, никогда не выходила замуж за Запад, ни по любви, ни
по принуждению, — никогда не была ничьей колонией и не находилась ни под
чьим протекторатом, — но никогда и не разводилась с ним. С тех пор, как
Запад разбудил Японию от средневековой спячки в середине XIX века и
власть сёгунов была свергнута (1867), Япония активно — слишком активно
для маленькой островной страны, расположенной на краю света —
участвовала во всех мировых разборках: агрессивно, хищно, уверенно —
претендуя на свой кусок европейского пирога в Азии. Оккупационная война с
Китаем в 1894-95 годах, русско-японская война 1904-05 годов, захват
Кореи в 1906-ом, полноправное участие в двух мировых войнах: в первой на
стороне Антанты, во второй — наоборот, на стороне Германии, интервенция
на Советский Дальний Восток в 1918-22-ых, оккупация Маньчжурии в
1931-ом, а в 1937-ом начало войны за захват всего Китая, и наконец,
Пёрл-Харбор 7 декабря 1941-го. Япония чувствует себя частью западного
мира, но никогда ему в этом не признаётся, чтобы Запад не потерял к ней
интерес, как это произошло с Турцией, Египтом, Россией — странами, почти
или полуевропейскими, которые были хороши и интересны (модны) для
Запада именно своей экзотичностью, неевропейскостью, но когда в какой-то
момент открыто — «Ваня, я ваша навеки!» — заявили, что они часть
Запада, тут же в его глазах стали обременительным и скучным заштатом,
чем-то вроде старой, давно надоевшей жены, о которой очень хочется
забыть. А ведь Япония даже не Турция и не Россия, географически она
никак не может считаться Западом. Интерес Запада к Японии и японскости в
ХХ веке — это искусственный интерес, спровоцированный самой Японией. В
ХХ веке Япония как никакая другая страна мира часто и массированно
выбрасывала на западный рынок свои национальные реликвии и в качестве
брендов, и в качестве прямого товара.
Япония и хитра, и
простодушна. Простодушна, потому что всерьёз считает себя Западом. У
того же Мураками везде джаз, европейские писатели, хемингуэевская
интонация никакой-жизни-после-конца-света. То же самое у Кобо Абэ, Юкио
Мисимы и Кэндзабуро Оэ. Первый — сплошные библейские реминисценции как
форма художественного мышления («Вошедшие в ковчег») и европейский
постэкзистенциализм (что такое «Человек-ящик» как не «Назову себя
Гантенбайн» по-японски?), у второго — тоже всё Европа («Мой друг
Гитлер», «Маркиза де Сад»), третий — «Футбол 1860 года». Акутагава —
японский модернист. Даже самый национальный писатель Кавабата — и тот
использует язык европейской литературы и думает по-европейски. Но это
всё не на экспорт, это всё для себя и о себе. На экспорт — эмблемки
национальной самости, прикольные такие фишки-экзоты, на которые Запад
должен покупаться и на которые он, все мы, покупается: нэцке,
чио-чио-саны, ниндзя, татами, сакэ, суши, красивые самурайские мечи,
бамбуковые вееры, картинки с Фудзи, восходящее солнце.
Самой Японии они уже даром не нужны, но, чтобы обмануть Запад, она
должна всячески показывать, что именно они, эти фишки, являются
священными атрибутами загадочной японской души. И это срабатывает.
Точнее — срабатывало до сих пор, но завтра уже не будет. Во-первых,
потому что поток фишек-экзотов, регулируемый и направляемый, должен
находиться в довольно узком русле — чтобы спрос всегда превышал
предложение. (Если у каждого бельгийца или голландца будет по матрёшке,
она как таковая быстро потеряет в их глазах привлекательность и
ценность, о ней забудут вообще.) В последнее же время волна японского
просто захлестнула западный мир, экзотика перестаёт быть экзотикой,
приедается, автоматизируется и уходит в фон. Во-вторых, что напрямую
связано с во-первых, японское и японскость всё больше и больше
становятся попсом, частью массовой культуры Запада и в этом качестве
теряют все баллы, которые с таким трудом удалось заработать для себя до
сих пор. Масскульт же растиражирует и затреплет до бессодержательности
любой культурный знак, истопчет любое семантическое поле.
Чтобы
сохранить и поддержать интерес к себе как не-Западу, Японии придётся
извлекать из заветной сокровищницы национальной самости всё новые и
новые, и каждый раз более дорогие японскому сердцу фишки — и уже не
фишки, а настоящие реликвии — и бросать их в топку масскульта, где они,
вспыхнув на какое-то время ярким светом, тоже вскоре сгорят. Трудно
сказать, что из японского станет дровами западного масскульта завтра или
послезавтра: синтоизм, хокку, хайку и танки тоже вроде уже попали в
масскульт и затрёпаны им до безобразия.
Но когда-то заканчиваются даже реликвии. С чем останется Япония?
Наверное, если не перестанет думать о себе как о части западного мира и
разбазаривать перед ним свою самость по частям, то ни с чем. А если
перестанет, если заберёт обратно все свои нэцке и самурайские мечи и все
о них постепенно забудут, то — с Востоком, частью которого она всегда
была и есть на самом деле.
|