Газета "Наш Мир" br>
К таким выводам пришли ученые из Института социологии РАН .
Падение морали расценивается сегодня гражданами России как одна из
самых больших потерь, которые понесло общество за годы реформ. К такому
выводу пришли авторы общероссийского социологического исследования
«Двадцать лет реформ глазами россиян», которое провел Институт
социологии РАН во всех территориально-экономических районах страны, а
также в Москве и Санкт-Петербурге, среди 1750 респондентов от 18 лет и
старше, сообщает «Интерфакс-Религия».
В «рейтинге потерь» эта
позиция занимает второе-третье место, ее отметили 32% респондентов.
Падение морали ставится опрошенными на одну ступень с такой острейшей
проблемой современной России, как отсутствие должного порядка в стране и
рост коррупции (также второе-третье место), и лишь немного уступает по
значимости лидеру рейтинга – снижению уровня жизни населения (46%).
Как
отмечают социологи, ухудшение морального состояния общества оценивается
«как одно из самых выраженных негативных процессов на протяжении обоих
десятилетий». «Причем, если в 1990-х ухудшение морального климата в
обществе еще уступало, например, снижению уровня жизни населения, то в
2000-х гг. моральное состояние общества стало главным "лидером"
негативных перемен, обогнав такие негативные вехи этого периода, как
кризис в социальной сфере (здравоохранении, образовании, культуре),
ситуацию в сфере законности и правопорядка, межнациональные отношения,
уровень жизни населения», - говорится в исследовании.
В то же
время сегодня, как и десять лет назад, падение морали в результате
реформ воспринимается россиянами прежде всего как проблема общества в
целом – но не их собственная. Потерей лично для себя падение морали
считают лишь 18-19% опрошенных (по сравнению с 32-35% указывающих на
потерю морали, актуальную для общества в целом).
Россияне
называют себя противниками большинства поступков и явлений, которые
принято считать аморальными или, по меньшей мере, неэтичными. В числе
безусловных табу – употребление наркотиков, гомосексуальные отношения,
использование сексуальных связей для достижения корыстных целей (90%,
87% и 77% опрошенных соответственно).
Своеобразной чертой, за
которым обнаруживается значительное число людей, допускающих лично для
себя совершение действий, традиционно считающихся аморальными, является
отношение к сознательному обману других людей для достижения корыстных
целей. Последовательных противников такого обмана среди опрошенных
оказалось 48%, тогда как 6% признались, что сами нередко к нему
прибегают, 27% обманывают «редко», а 16% заявляют, что хотя сами они
никого не обманывают, но не осуждают такого поведения со стороны других
людей.
Курение и распитие крепких спиртных напитков в обществе
практически выведены из сферы действия моральных ограничителей. 32%
однозначно осуждают курение, и еще меньше (18%) являются противниками
употребления крепких спиртных напитков. При этом и курение, и
употребление крепких спиртных напитков – часть повседневной жизни многих
россиян: 41% респондентов часто курят, еще 16% делают это редко или
просто пробовали, крепкое спиртное часто употребляют 27% опрошенных, и
еще 46% пьют такие напитки редко.
По словам авторов опроса,
сегодня актуальность большинства моральных норм заметно выше, нежели
десять лет назад, и тем более – по сравнению с 1990-ми. Сравнение
данных, полученных в ходе настоящего исследования с данными опросов
1997-го и 2001 гг. показывает, что в отношении большинства действий и
поступков, традиционно признаваемых аморальными, доля их противников
увеличилась. Прежде всего, это касается употребления наркотиков (с 79%
до 90-91%), гомосексуализма (с 49% до 87%), использования сексуальных
связей для достижения корыстных целей (с 71% до 77%), уклонения от
налогов (с 45% до 67%).
По мнению социологов, нынешние
18-25-летние россияне заметно отстают от старшего поколения по части
включенности в морально-нравственный контекст жизни общества, относясь
ко многим вещам гораздо легче. Более трети (37%) их представителей
исследователи отнесли к группе людей с низким моральным статутом.
Как
сказано в исследовании, в целом подтверждается мнение, что именно
провинция, особенно «малая», является «кузницей моральных кадров»
России, тогда как столицы чаще, чем другие поселения, воспитывают и
привлекают к себе людей низкого «морального сорта».
|