Газета "Наш Мир" br>
Само слово «смерть» вселяет страх в сердца людей, которые считают ее такой же
непостижимой, как и неизбежной. Им трудно говорить о ней, трудно понять, что
стоит за этим словом, они с трудом могут позволить себе думать об истинном
значении смерти. Такую реакцию можно объяснить тем, что многие представляют себе
жизнь как состояние, в котором человеческое тело биологически активно. Но
возникает ряд вопросов: что же происходит после смерти, что означает смерть в
действительности, как должны относиться к смерти родные и близкие покойного?
Таинство смерти – это часть загадочного явления, к которому относятся также
душа и сама жизнь. Понять смерть значит понять жизнь. Известно, что в процессе
жизни душа вдыхает жизнь в тело. После смерти происходит отделение души от тела,
но она продолжает жить, теперь уже свободная от физических ограничений тела.
Поскольку истинный характер человека (его доброта, нравственность,
самоотверженность) заключен в его душе, после исполнения своего предназначения
на земле он достигает более высокого уровня.
Мы знаем, что ни одно вещество в природе не исчезает, что оно лишь изменяет
свою форму. Можно, например, срубить дерево и использовать его для строительства
дома, изготовления стола или кресла. Независимо от того, какую форму оно
приобретет, дерево останется деревом. Если же сжечь его в печи, оно превратится
в энергию, которая отдает тепло и газ. Дерево, кресло, огонь – все это различные
формы одной и той же субстанции.
Происходящее с материальной субстанцией в еще большей степени относится к
духовной сфере. Духовная жизненная сила человека, его душа, никогда не исчезает.
После смерти она переходит в другую, высшую форму. Поначалу все это, возможно,
трудно понять, так как мы на протяжении всей жизни зависим от наших органов
чувств. Очевидно, что легче держать в своих руках кресло, чем ухватить рукой
тепло и энергию, выделяемые деревом во время горения. И все же это тепло не
менее реально, чем изготовленное из дерева кресло.
Настраиваясь на более духовный образ мышления, мы учимся устанавливать связь
с подлинной сущностью души, с ее возвышением над смертью и освобождением от тела
при переходе в более чистую форму духовной энергии.
Независимо от того, какие физические болезни могут выпасть на долю человека
при жизни, они остаются лишь физическими недугами. То, что происходит с
плотью и кровью человека, ни в какой мере не уменьшает силы его души, которая
исключительно духовна. Поэтому лишено оснований использование понятия «загробная
жизнь». Соответствующее пониманию происходящего после смерти, оно предполагает,
что мы вошли в другое, обособленное место. На самом деле смерть является
продолжением жизни, какой мы ее знаем, но в новой, высшей форме. Не говорите о тех, кто погиб на пути Бога: "Мертвые!" Напротив, живые они! Но вы не ведаете этого. (Коран 2:154) Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Бога. Нет, они живы и получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Бог даровал им по Своей милости, и ликуя от того, что их последователи, которые еще не присоединились к ним, не познают страха и не будут опечалены. (Коран 3:169-170)
Чтобы правильно ответить на вопрос «Что такое смерть?», мы прежде всего
должны определить, что такое жизнь. Согласно медицинскому определению, человек
жив, пока работают его мозг и сердце. Но дыхание, движения, речь – это лишь
проявления того, что мы называем жизнью. Истинным источником жизни, той
энергией, которая позволяет функционировать телу, является душа. А душа
бессмертна, потому что она связана с Богом, подарившим человеку жизнь.
Проявления жизни после смерти прекращаются, но душа продолжает жить, как уже
было сказано, в другой форме.
Каким образом смертный человек связан с вечной жизнью? Через материальную
жизнь, которая соединяет тело с душой и тем самым – с Богом. Человек,
превративший свое тело в источник добра и великодушия, заботится о своей
бессмертной душе. Истинно живой человек дает жизнь другим, именно такой человек
вечен. Древними греками и римлянами смерть воспринималась как уход в небытие, как
провал в вечную тьму. Смерть отнимает у человека античного мира тот
свет, что радует его в течение краткой жизни, наступает nox perpetua - как вечная ночь, царство сна, от
которого ты уже никогда не очнешься. Смерть, в понимании язычника, настолько черна, темна,
страшна, печальна и кровава (именно так определяет её Гомер), что о ней и
говорить нежелательно, и вспоминать страшно. О смерти лучше просто не
думать. По этой причине в античной литературе тема
умирающего практически отсутствует. Смерть всегда описывается как бы со
стороны, откуда-то издалека.
А те, к кому они обращаются с молитвами вместо Бога, не могут ничего сотворить, тогда как сами они были сотворены. Они мертвы, не живы и не знают, когда они будут воскрешены. (Коран 16:20-21)
Тем же, у кого смысл жизни заключается в материальных приобретениях, смерть
действительно представляется «концом». Это время, когда скоротечные достижения
уже не играют никакой роли. Но для человека, смысл жизни которого состоит в
приобретении духовных ценностей, жизнь бесконечна. Его Душа поддерживается,
питается неугасимой энергией добрых дел, совершенных им на земле, и продолжает жить материально в его детях и
других людях, которые увековечивают его духовную жизнеспособность. ...Скажи: «Мирские блага непродолжительны, а Последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен. Вы же не будете обижены даже на величину плевы на финиковой косточке». (Коран 4:77)
Во многих случаях бывает трудно установить различие между биологической и
духовной, подлинной жизнью. Сбивают с толку материальные приманки биологической
жизни. Однако, когда душа покидает тело, можно наблюдать, как она продолжает
жить, воодушевляя людей на добрые дела, на воспитание других и оказание им
помощи, на Божественную и духовную жизнь. Именно покинув землю, праведник
начинает оказывать наиболее глубокое влияние.
|