Газета "Наш Мир" br>В 1980-х годах Нью-Йорк представлял
собой адский ад. Там совершалось более 1 500 тяжких преступлений КАЖДЫЙ
ДЕНЬ. 6-7 убийств в сутки. Ночью по улицам ходить было опасно, а в метро
рисковано ездить даже днем. Грабители и попрошайки в подземке были
обычным делом. Грязные и сырые платформы едва освещались. В вагонах было
холодно, под ногами валялся мусор, стены и потолок сплошь покрыты
граффити.
Вот что рассказывали о нью-йоркской подземке:
«Выстояв бесконечную очередь за жетоном,
я попытался опустить его в турникет, но обнаружил, что монетоприемник
испорчен. Рядом стоял какой-то бродяга: поломав турникет, теперь он
требовал, чтобы пассажиры отдавали жетоны лично ему. Один из его дружков
наклонился к монетоприемнику и вытаскивал зубами застрявшие жетоны,
покрывая все слюнями. Пассажиры были слишком напуганы, чтобы пререкаться
с этими ребятами: «На, бери этот чертов жетон, какая мне разница!»
Большинство людей миновали турникеты бесплатно. Это была транспортная
версия дантова ада».
Город был в тисках самой свирепой эпидемии преступности в своей истории.
Но потом случилось необъяснимое.
Достигнув пика к 1990-му году, преступность резко пошла на спад. За
ближайшие годы количество убийств снизилось на 2/3, а число тяжких
преступлений – наполовину. К концу десятилетия в метро совершалось уже
на 75 % меньше преступлений, чем в начале. По какой-то причине десятки
тысяч психов и гопников перестали нарушать закон.
Что произошло? Кто нажал волшебный стоп-кран и что это за кран?[]
Его название – «Теория разбитых окон».
Канадский социолог Малкольм Гладуэлл в книге «Переломный момент»
рассказывает:«Разбитые окна» — это детище криминалистов Уилсона и
Келлинга. Они утверждали, что преступность — это неизбежный результат
отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие
мимо решают, что всем наплевать и никто ни за что не отвечает. Вскоре
будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности распространится
на всю улицу, посылая сигнал всей округе. Сигнал, призывающий к более
серьезным преступлениям».
Гладуэлл занимается социальными
эпидемиями. Он считает, что человек нарушает закон не только (и даже не
столько) из-за плохой наследственности или неправильного воспитания.
Огромное значение на него оказывает то, что он видит вокруг. Контекст.
Нидерландские социологи подтверждают эту
мысль (источник). Они провели серию любопытных экспериментов. Например,
такой. С велосипедной стоянки возле магазина убрали урны и на рули
велосипедов повесили рекламные листовки. Стали наблюдать – сколько
народа бросит флаеры на асфальт, а сколько постесняется. Стена магазина,
возле которого припаркованы велосипеды,
была идеально чистой.
Листовки бросили на землю 33% велосипедистов.
Затем эксперимент повторили, предварительно размалевав стену бессодержательными рисунками.
Намусорили уже 69 % велосипедистов.
Но вернемся в Нью-Йорк в эпоху дикой
преступности. В середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось
руководство. Новый директор Дэвид Ганн начал работу с… борьбы против
граффити. Нельзя сказать, что вся городская общественность обрадовалась
идее. «Парень, займись серьезными вопросами – техническими проблемами,
пожарной безопасностью, преступностью… Не трать наши деньги на ерунду!»
Но Ганн был настойчив:
«Граффити — это символ краха системы.
Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать
победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не
состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов
каждый, но если мы не защитим их от вандализма – известно, что
получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют».
И Ганн дал команду ощищать вагоны.
Маршрут за маршрутом. Состав за составом. Каждый чертов вагон, каждый
божий день. «Для нас это было как религиозное действо», — рассказывал он
позже.
В конце маршрутов установили моечные
пункты. Если вагон приходил с граффити на стенах, рисунки смывались во
время разворота, в противном случае вагон вообще выводили из
эксплуатации. Грязные вагоны, с которых еще не смыли граффити, ни в коем
случае не смешивались с чистыми. Ганн доносил до вандалов четкое
послание.
«У нас было депо в Гарлеме, где вагоны
стояли ночью, – рассказывал он. – В первую же ночь явились тинейджеры и
заляпали стены вагонов белой краской. На следующую ночь, когда краска
высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это
раскрашивали. То есть они трудились 3 ночи. Мы ждали, когда они закончат
свою «работу». Потом мы взяли валики и все закрасили. Парни
расстроились до слез, но все было закрашено снизу доверху. Это был наш
мэссидж для них: «Хотите потратить 3 ночи на то, чтобы обезобразить
поезд? Давайте. Но этого никто не увидит»…
В 1990-м году на должность начальника
транспортной полиции был нанят Уильям Браттон. Вместо того, чтобы
заняться серьезным делом – тяжкими преступлениями, он вплотную взялся
за… безбилетников. Почему?
Новый начальник полиции верил – как и
проблема граффити, огромное число «зайцев» могло быть сигналом,
показателем отсутствия порядка. И это поощряло совершение более тяжких
преступлений. В то время 170 тысяч пассажиров пробирались в метро
бесплатно. Подростки просто перепрыгивали через турникеты или
прорывались силой. И если 2 или 3 человека обманывали систему,
окружающие (которые в иных обстоятельствах не стали бы нарушать закон)
присоединялись к ним. Они решали, что если кто-то не платит, они тоже не
будут. Проблема росла как снежный ком.
Что сделал Браттон? Он выставил возле
турникетов по 10 переодетых полицейских. Они выхватывали «зайцев» по
одному, надевали на них наручники и выстраивали в цепочку на платформе.
Там безбилетники стояли, пока не завершалась «большая ловля». После
этого их провожали в полицейский автобус, где обыскивали, снимали
отпечатки пальцев и пробивали по базе данных. У многих при себе
оказывалось оружие. У других обнаружились проблемы с законом.
«Для копов это стало настоящим
Эльдорадо, – рассказывал Браттон. – Каждое задержание было похоже на
пакет с поп-корном, в котором лежит сюрприз. Что за игрушка мне сейчас
попадется? Пистолет? Нож? Есть разрешение? Ого, да за тобой убийство!..
Довольно быстро плохие парни поумнели, стали оставлять оружие дома и
оплачивать проезд».
В 1994 году мэром Нью-Йорка избран
Рудольф Джулиани. Он забрал Браттона из транспортного управления и
назначил шефом полиции города. Кстати, в Википедии написано, что именно
Джулиани впервые применил Теорию разбитых окон. Теперь мы знаем, что это
не так. Тем не менее, заслуга мэра несомненна – он дал команду развить
стратегию в масштабах всего Нью-Йорка.
Полиция заняла принципиально жесткую
позицию по отношению к мелким правонарушителям. Арестовывала каждого,
кто пьянствовал и буянил в общественных местах. Кто кидал пустые
бутылки. Разрисовывал стены. Прыгал через турникеты, клянчил деньги у
водителей за протирку стекол. Если кто-то мочился на улице, он
отправлялся прямиком в тюрьму.
Уровень городской преступности стал
резко падать – так же быстро, как в подземке. Начальник полиции Браттон и
мэр Джулиани объясняют: «Мелкие и незначительные, на первый взгляд,
проступки служили сигналом для осуществления тяжких преступлений».
Цепная реакция была остановлена. Насквозь криминальный Нью-Йорк к концу 1990-х годов стал самым безопасным мегаполисом Америки.
Волшебный стоп-кран сработал.
|