Джон Куэлч, профессор Международной китайско-европейской бизнес-школы, рассказал про пять популярных мифов о бизнесе в Китае.
1. Китайские потребители не потребляют
Для любого, кто пройдется по Нанкинской улице, это утверждение
покажется нелепым. Китай вскоре превратится в рынок № 1 в мире по
потреблению лакшери-брендов и авто представительского класса, которые в
этой стране продаются, как нигде.
Конечно, население Китая
более чем в четыре раза превышает население США, однако более важно то,
что внутреннее потребление в Китае составляет только одну треть ВВП,
тогда как в США этот показатель составляет две трети. Почему? Просто
90% населения Китая живет менее чем на 5 тысяч долларов в год. Это
делает жизнь полной риска. Не имея нормальной пенсии и поддержки семьи,
китайцы вынуждены откладывать «на черный день» больше, чем американцы.
Сейчас правительство Китая вкладывает значительные средства на
обеспечение социальной защиты и медицинской помощи населению. Это
позволит китайцам увеличить объемы внутреннего потребления. И когда это
произойдет, Китай, в котором проживает одна пятая населения мира,
станет настоящим двигателем роста мировой экономики.
2. Китайское потребление не социально
В Китае очень сильна конкуренция. В условиях меняющейся экономики это
означает, что бренды отображают ваш статус и «стоимость», и при прочих
равных условиях вы получаете ощутимый бонус при приеме на работу.
В стране заблокирован Facebook, но там есть множество социальных сетей
на китайском языке. Согласно результатам недавнего исследования,
проведенного компанией TNS, социальными сетями пользуются 265 млн
китайцев, и они проводят в них как минимум 5,6 часа в неделю. 54%
появляются там ежедневно. Это существенные цифры, если учесть скорость, с
которой китайские пользователи обмениваются мнениями о новых
продуктах.
Кроме того, китайцы находятся в авангарде «групповых
закупок». Китайский интернет-магазин Taobao поможет найти лучшую цену
для группы покупателей, которые могут быть не знакомы друг с другом, но
желают приобрести один и тот же товар. Сейчас компания Groupon
продвигает подобную бизнес-схему в США.
3. Китайцы могут копировать, но не создавать новое
Китай вырос, став мировой фабрикой, принимавшей заказы от западных
компаний и производя продукцию с западной спецификой. Конечно, при этом
одни китайские фирмы не соблюдали стандарты качества, а другие на тех
же фабриках выпускали контрафактную продукцию по ночам и в выходные. Но
большая часть китайских компаний поставляла на мировой рынок
качественную продукцию практически в каждой категории.
Сможет
ли китайская экономика переключиться с качественного копирования на
инновационное производство? Да. На то есть три причины.
Во-первых, китайцы быстро адаптировались для разработки новых
производственных возможностей и сейчас стали экспертами в этой области.
Конкурентоспособность, устойчивость и гибкость, свойственная этой
нации, помогут им адаптироваться еще раз.
Во-вторых, многие
китайские компании крайне заинтересованы в том, чтобы больше
зарабатывать путем создания собственных брендов, а потому активно
инвестируют в исследования и разработки.
В-третьих, в Китае
появляется все больше ученых и инженеров, выходящих из стен китайских
университетов с научными степенями. Эти люди готовы экспериментировать,
исследовать и создавать новое.
4. Китайские менеджеры не выйдут на мировой рынок
На внутреннем рынке Китая существуют огромные возможности для роста –
как это было в США 100 лет тому назад. Однако сегодня все мы живем в
глобальной интегрированной экономике, и об этом помнит менеджер любого
китайского завода, поскольку кризис 2008 года и его последствия
затронули, в том числе, и их.
Китайские менеджеры знают, что
для того чтобы преуспеть, они должны работать на глобальную перспективу
и говорить по-английски. Количество китайцев, изучающих в настоящее
время английский, в пять раз превышает население Британии.
Со
временем китайские менеджеры будут не просто руководить китайскими же
компаниями. Они смогут занять высокие позиции в транснациональных
корпорациях.
5. Китайское студенчество пассивно
В международных рейтингах китайские студенты занимают первые места в
знаниях математики и иных предметов. На Западе принято считать, что это
результат их «роботоподобности» и чрезмерной дисциплины, царящей в
китайских школах. Однако есть и другая точка зрения: чтобы быть
творческим человеком, нужна самодисциплина. Ты должен понять базу,
прежде чем карабкаться выше.
По моему наблюдению, китайские
студенты так же активны в дискуссиях, как и любые другие, при этом они
обсуждают весьма сложные вопросы.
В условиях, когда темпы роста
экономики приближаются к 10%, выгода, упущенная вследствие
потраченного на обучение времени, гораздо ощутимей, чем при 2% в
Европе. Это делает студентов китайских бизнес-школ более
требовательными. Они хотят получать знания, которые позволят им
зарабатывать деньги. И им нужно, чтобы эти знания были адаптированы к
китайской действительности, а не просто были почерпнуты из западных
учебников