В недавнем исследовании HSBC
говорится, что в настоящее время глобальная торговля радикально
изменилась и находится на пути, который повернет мир на сотни лет назад,
когда мировая торговля была сосредоточена вокруг Азии и Африки в обход
Европы и Северной Америки.
Поскольку Америка постепенно перестает быть сверхдержавой и основным
потребителем мировых товаров, новые торговые связи могут привести к
появлению нового Шелкового пути, во главе которого встанет Китай. Также
может появиться новая торговля между Азией, Ближним Востоком, Африкой и
Латинской Америкой, которая может затмить торговлю развитых стран с
развивающимися, и даже среди развитых стран.
«Это также дает ответ на вопрос о том, куда будет направлен экспорт
из развивающихся стран, если он не будет направлен к американским и
европейским потребителям. Развивающиеся страны начнут больше торговать
друг с другом, поскольку начнет расти их внутренняя потребность»,
говорит главный экономист HSBC Стивен Кинг.
На сегодняшний день рост развивающихся стран очень сильно зависит от
экспорта в развитые страны, но западные страны просто не развиваются
достаточно быстро, чтобы поддерживать эту модель. Сегодня США являются
крупнейшим торговым партнером Китая, но через 20 лет Индия, Бразилия или
Россия, вероятно, станут основными покупателями китайских
товаров. Индия и Бразилия уже больше экспортируют свои товары в
развивающийся мир, чем в развитые страны, пишет ИА Казах-Зерно.
Кроме того, такие продукты развивающегося рынка, как автомобили,
скорее всего, пойдут на другие развивающиеся рынки. По данным доклада,
средний американец выше и толще, следовательно, требования здоровья и
безопасности подразумевают более крупные и тяжелые автомобили.
«Автомобили, которые относятся к первому поколению покупателей из Индии
или Китая, должны быть скромными, легкими, надежными, а не в широком
смысле слова безопасными, чего хотят дряблые и богатые западные люди»,
говорится в докладе. Индийский экспорт уже пробивает свой путь в ASEAN,
Африку и другие развивающиеся рынки.
Несколько футуристический прогноз также предсказывает, что эта
тенденция будет означать, что значение курса доллара США как резервной
валюты будет постепенно падать, так как все больше и больше торгов
производится в местной валюте, и скорее всего это будет ренминби юань.
Точно так же прогноз предсказывает рост азиатских финансовых центров -
Сингапур и Гонконг уже считаются более важными, чем Токио – которые
постепенно затмевают объем капитала, проходящий через развитые страны.
«Для многих людей, привыкших к миру, в котором доминирует Европа или
Америка, это представляется неудобной идеей. Однако нам нужно к ней
привыкнуть», говорится в докладе. Например, из первой десятки
контейнерных морских портов в мире в 2009 году один находился в Европе,
один в Дубаи, и 8 в Азии - 5 из них в материковом Китае. Двадцать лет
назад ни один китайский порт не фигурировал в десятке.
HSBC, которая также провела исследования и оценила, что Китай будет
на вершине, а Индия третьей экономической державой в 2050 году,
обосновывает свои революционные прогнозы с учетом развития морских,
железнодорожных, воздушных и электронных средств коммуникации среди
развивающихся стран. Поскольку Китай стремится обеспечить свои поставки
сырья и энергоносителей из Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки,
он уже вкладывает значительные средства в развитие инфраструктуры. Он
нанизывает, как на жемчужную нить, морские пути, соединяющие Гонконг и
пор Судана, порты в Мьянме, Бангладеш, Пакистане и в Африке, а также
железные дороги по всей Колумбии.
Перед этим крупнейшим наездником быстро развивающейся торговли юга с
югом остаются политические и экономические барьеры в сфере торговли с
другими странами и миграции в виде политических конфликтов и ограничений
на движение капитала, что похоже на ситуацию в Европе и Америке после
мировых войн. Однако в 1950 и 60 гг. устранение торговых барьеров
изменило экономическое положение этих регионов, а в 1980 и 90 гг.
открытие потоков на рынке капитала стало вторым этапом в повышении
благосостояния. Если развивающиеся страны двинутся к тому, что Кинг
назвал четвертой стадией, когда глобальная торговля обойдет западные
стран в целом, то в предстоящее время будет много проблем.
В первую очередь Китай, который создал Шелковый путь во время
правления династии Хань примерно в 200 г. до н.э., может считаться
экономическим колонизатором, и его намерение управлять связями
инфраструктуры серьезно изменит баланс сил в Индийском океане, на что
Индия, скорее всего, сморит с опаской, передает ИА Казах-Зерно.
Используя сравнительные тесты начиная с 1950 гг. в Европе, HSBC
оценивает, что если торговые барьеры будут преодолены, то, к 2050 году
китайский экспорт в страны «Большой пятерки» и БРИК может увеличиться в 3
раза, индийский экспорт в 4 раза, а Бразилия и Россия смогут
экспортировать 5 раз больше, несмотря на падение доли Америки и Запада.
Стимул к отказу от препятствий для развивающихся стран заключается в
том, что ни Китай, ни Индия не смогут достичь своих темпов роста, будучи
зависимыми от глубины карманов потребителей в США. «Мир просто не будет
достаточно большим, чтобы приспособиться к будущему развитию, если
торговля останется между Севером и Югом или Востоком и Западом»,
говорится в докладе.