Газета "Наш Мир" br>
Академик
Игорь Шафаревич
Беру в руки книгу Ю.Слёзкина "Эра Меркурия". Это очень
интересная книга, начиная с ее названия, которое в английском оригинале
звучит "The Jewish century", что значит, насколько я могу судить,
"еврейское столетие". Так что я даже долгое время не мог понять, что я
ту же книгу, но под другим названием уже читал по-английски. Такое
изменение названия вызывает естественный вопрос: "Что же это за тема,
для обсуждения которой Америка уже созрела, а нам ее можно подавать лишь
под более осторожным и обтекаемым заголовком?". Ответ содержится во
введении, где говорится: "Современная эра — еврейская эра, а XX век —
еврейский век. Модернизация заключается в том, что все становятся
подвижными, чистоплотными, грамотными, говорливыми, интеллектуально
изощренными и профессионально пластичными горожанами… Модернизация — это
когда все становятся евреями". Здесь и дальше я пользуюсь имеющимся
печатным переводом, несмотря на отмеченное выше изменение заглавия.
Дальше говорится: "У одних… получается лучше, у других — хуже, но никто
не способен стать лучшим евреем, чем сами евреи". Еще одна цитата: "Эта
книга представляет собой попытку рассказать историю еврейского века и
объяснить его истоки и значение". И, только дочитав книгу (ее перевод), я
осознал, что статья Радзиховского "Еврейское счастье", из которой мы
узнали имена тех, кто тогда определял нашу судьбу, и была напечатана в
американской же газете на русском, правда, языке.
Но еще более поразительным, чем изменение названия в переводе,
является противоположность картины, которая вырисовывается в начале
книги (первая глава) и в её продолжении (вторая-четвертая главы).
Книга состоит из четырех глав. Их названия такие: глава первая —
"Сандалии Меркурия", подзаголовок — "Евреи и другие кочевники"; глава
вторая — "Нос Свана: Евреи и другие европейцы"; глава третья — "Первая
любовь Бабеля: Евреи и Русская революция"; глава четвертая — "Выбор
Годл: Евреи и три Земли Обетованные". Смысл главы первой, как мне
кажется, характеризуется уже её первой фразой: "В общественном и
экономическом положении евреев средневековой и новой Европы не было
ничего необычного". Дальше о концепции этой главы речь будет идти
отдельно. Сейчас лишь отметим, что такая попытка доказать, что
"исторически евреи ничем не отличались от других народов", не нова и
обычно согласуется с "либерально-демократическими" взглядами. Наоборот,
главы вторая-четвертая содержат достаточно аргументированных (т.е.
снабженных ссылками) данных, чтобы объявить автора неполиткорректным или
даже "экстремистом", "националистом" или "фашистом". Сейчас к этой
категории относят обычно авторов, указывающих национальность тех или
иных политических и экономических деятелей. А в отношении евреев это
считается абсолютно недопустимым. Глава вторая именно посвящена
фантастическому взлету еврейского влияния в Европе XIX-XX вв. Так, автор
сообщает: "В Вене времен fin de siecle 40% директоров публичных банков
были евреями. И все банки, кроме одного, управлялись евреями под
прикрытием аристократических Paradegoyim". Другая цитата: "В Будапеште
1921 года 87,8% всех участников фондовой биржи и 91% членов Союза
валютных маклеров составляли евреи". Следующая цитата: "В 1912 году 20%
миллионеров Великобритании и Пруссии были евреями". Та же картина с
образованием: "В 1880 году евреи составляли 3-4% населения Австрии, 17%
студентов высших учебных заведений и треть студентов Венского
университета. В Венгрии (5% населения) они составляли четвертую часть
всех студентов и 43% студентов Будапештского технологического
университета". Следующая цитата: "В Германии, Австрии и Венгрии начала
XX в. издателями, редакторами и авторами большинства национальных газет,
не являющихся специфически христианскими или антисемитскими, были
евреи. (Впрочем, в Вене даже христианские и антисемитские газеты иногда
издавались евреями)". Автор приводит мнение одного исследователя,
Стивена Беллера: "В век, когда пресса была единственным средством
массовой информации, культурным или не очень, либеральная пресса была
по-преимуществу еврейской". Автор делает следующую оговорку:
"Современный век начался не с евреев. Они вступили в него поздно и имели
мало отношения ко многим из важнейших его эпизодов (таким, как научная и
промышленная революции) и с трудом приспособились к его многочисленным
требованиям. Приспособились они лучше всех, и в результате преобразили
весь мир, но при акте творения и при раннем распределении ролей они не
присутствовали".
С наиболее болезненной для нас (то есть русских) ситуацией мы
сталкиваемся, судя по названию, в главе третьей. Тут автор полностью
выкладывает наиболее болезненные как с русской, так и, вероятно, с
еврейской, точек зрения известные факты. Так, он пишет: "Красная Армия
была единственной (…) во главе которой стоял еврей. Троцкий был не
просто военачальником или даже пророком, он был живым воплощением
искупительного насилия, мечом революционной справедливости и — в то же
самое время — Львом Давидовичем Бронштейном, чьей первой школой был
хедер Шуфера в Громоклее, Херсонской губернии". Далее перечисляются
вожди большевиков, стоявшие в годы Гражданской войны ближе всего к
Ленину — Г.Е. Зиновьев (Овсей-Герш Аронович Радомысльский), Л.Б. Каменев
(Розенфельд) и Я.М. Свердлов. Автор рассматривает участие евреев в
Русской революции как революцию внутри еврейства, разрыв поколений,
который, с точки зрения младших, был отцеубийством (несколько, как мне
кажется, в духе Фрейда). Он приводит цитату из "Конармии" Бабеля, где по
поводу "галицийских местечек" говорится: "Повсюду царил вековой запах
гнилой селедки и протухшей кислоты испражнений". Мне кажется, что этим
объясняется лишь одна сторона пассионарного участия евреев в Русской
революции. Да и сам автор цитирует лишь еврейских авторов — Бабеля,
Багрицкого и т.д. Привлечение авторов, видевших ситуацию иначе,
например, Шульгина, могло бы прояснить её лучше. Врочем, в рассказе
Бабеля "История моей голубятни" рассказывается, как Бабель поступил в
гимназию. По этому поводу у него дома было устроено празднество, на
котором его учитель Торы "мсье Либерман" "…произнес на древнееврейском
языке тост. Старик поздравил родителей в этом тосте и сказал, что я
победил на экзамене всех врагов моих, я победил русских мальчиков с
толстыми щеками и сыновей грубых наших богачей. Так в древние времена
Давид, царь иудейский, победил Голиафа и, подобно тому, как я
восторжествовал над Голиафом, так народ наш силой своего ума победит
врагов, окруживших нас и ждущих нашей крови". Так что отношение к
окружающему народу как к врагам существовало и вне зависимости от
проблем "отцов и детей". Тем не менее, в книге сообщается, что "В апреле
1917 г. 10 из 24 (41,7%) членов Бюро Петроградского Совета были
евреями", что "На Первом Всероссийском съезде Советов в июне 1917 года
по меньшей мере 31% делегатов большевиков (и 37% Объединенных
социал-демократов) были евреями", и что "На совещании большевистского ЦК
23 октября 1917 г., проголосовавшего за начало вооруженного восстания,
евреями были 5 из 12 присутствовавших. Евреями были и трое из семи
членов Политбюро, возглавивших Октябрьское восстание (Троцкий, Зиновьев и
Григорий Сокольников [Гирш Бриллиант])". Приводится и состав ВЦИК,
избранного на II съезде Советов, ратифицировавшего захват власти
большевиками. В него "…вошло 62 большевика (из общего числа 101). Среди
них было 23 еврея, 20 русских, 5 украинцев, 5 поляков, 4 "прибалта", 3
грузина и 2 армянина. Первыми председателями ВЦИК (главами Советского
государства) были Каменев и Свердлов. Свердлов также руководил
административным аппаратом партии (как глава секретариата). Первыми
большевистскими руководителями Москвы и Петрограда были Каменев и
Зиновьев.
Зиновьев также являлся председателем Коммунистического
Интернационала. Первыми большевистскими комендантами Зимнего дворца и
Московского Кремля были Григорий Исаакович Чудновский и Емельян
Ярославский (Миней Израилевич Губельман). Ярославский был также
председателем Союза воинствующих безбожников. Советскую делегацию на
переговорах в Брест-Литовске возглавляли Адольф Иоффе и Лев Троцкий".
Следующая цитата: "В 1919-21 годах доля евреев в Центральном Комитете
партии сохранялась на уровне примерно одной четверти. В 1918 году евреи
составляли около 54% "руководящих" партработников Петрограда, 45% всех
партийных чиновников города и губернии и 36% комиссаров Северного
округа. В 1919 году евреями были трое из семи членов президиума
Петроградского совета профсоюзов, а в 1920-м — 13 из 36 членов
Исполкома Петросовета. В Москве в 1923 году евреи составляли 29%
"руководящих кадров" партии и 45% губернского собеса. Их доля в
московской партийной организации (13,5%) в три раза превышала их долю
среди всего населения города. Почти половине из них было меньше двадцати
четырех лет (43,8% мужчин и 51,1% женщин). 25,4% всех большевичек
Москвы были еврейского происхождения". Следующая: "В ЧК большевики
еврейского происхождения выделялись — и продвигались наверх — благодаря
редкому сочетанию идеологической преданности с высоким уровнем
образования" . В 1918 годы 65,5% всех сотрудников ЧК еврейской
национальности были "ответственными работниками". Евреи составляли 19,1%
всех следователей центрального аппарата и 50% (6 из 12) — следователей
из отдела по борьбе с контрреволюцией. Ко времени создания ОГПУ
(преемника ЧК) в 1923 году на долю евреев приходилось 15,5% всех
руководящих сотрудников, 50% высшего руководства (4 из 8 членов
Секретариата коллегии)". Дальше: "Революционное перерождение
сопровождалось революционным переименованием. В одном только Петрограде
Дворцовая площадь, украшенная Натаном Альтманом, стала площадью
Урицкого; дворец великого князя Сергея Александровича стал дворцом
Нахамкеса; Литейный проспект стал проспектом Володарского;
Адмиралтейская набережная и Адмиралтейский проспект были переименованы в
честь Семена Рошаля, Владимирская площадь и Владимирский проспект — в
честь Семена Нахимсона; а Новый Коммунистический Университет трудящихся
(наряду с целым рядом улиц и городом Елизаветградом) был назван именем
Зиновьева. Царские резиденции Павловск и Гатчина превратились в Слуцк и
Троцк соответственно. Вера (Берта) Слуцкая была секретарем
Василеостровского районного rомитета партии". Автор предоставляет
громадную информацию, обычно умалчиваемую (вероятно, ввиду возможных
аналогий и вопросов в связи с современностью). Выясняется, что Андреев,
Бухарин, Ворошилов, Дзержинский, Киров, Косарев, Луначарский, Молотов и
Рыков имели еврейских жен. Интересно, что список этот можно дополнить, и
он тянется до военных времен. Так, маршал Жуков первым браком был женат
на еврейке, и только во время войны посмел сочетаться вторым браком с
русской.
|