Газета "Наш Мир" br>
С 1 июля Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана начал
жить по новым правилам – без таможенного контроля на внутренних
границах.
Полностью сняты "шлагбаумы" на белорусско-российскойгранице. Хотя
таможенных постов там давно нет, до последнего времени функционировали
пункты принятия уведомлений, на которых совершались операции по контролю
транзита товаров третьих стран. На российско-казахстанском участке
границы пока останутся пограничные пункты, поскольку еще не до конца
унифицированы миграционное и другие виды национальных законодательств.
Если новые правила мало отразились на российско-белорусских границах,
то для таможен, обслуживающих участок границы между Россией и
Казахстаном, 1 июля стало знаковой датой. Несколько тысяч российских и
казахстанских таможенников временно остались не у дел. Высвободившихся
россиян пообещали пристроить либо в погранслужбу, либо в смежные
контролирующие органы. Правда, это будет не легко – свободными в
одночасье оказалось 3,5 тысячи российских таможенников. Казахстанским
коллегам в этом отношении проще: комитет по таможенному регулированию
уже заявил, что все таможенники с российско-казахстанского участка
границы будут переведены на внешние рубежи Таможенного Союза, которые в
связи с открытием внутренних границ, нужно усиливать. Правда, не все
сотрудники таможен готовы отправиться из Северного Казахстана на границу
с Китаем, Узбекистаном, Туркменией и Киргизией. Некоторые уже подали
заявление об увольнении и им, в связи с этим, обещано трудоустройство в
органах госслужбы.
Вести бизнес на территории трех стран Таможенного Союза теперь станет проще
Период кадровых неурядиц сопровождает всякую реформу. Гораздо
интереснее, как теперь будет выглядеть перемещение товаров по общей
таможенной территории, удастся ли избежать контрабанды. Руководитель ФТС
Андрей Бельянинов заверяет, что "российские специалисты в качестве
наблюдателей останутся на белорусском и казахстанском участках внешней
границы Таможенного союза". К тому же принято решение активно
обмениваться сведениями по каждой товарной партии, оформляемой на
территории Казахстана и Белоруссии. Сохраняется и возможность
контролировать товары, которые прошли таможенное оформление, в форме так
называемого постаудита. Для более тесного сотрудничества на днях была
создана объединенная коллегия Таможенного союза, состоящая из первых лиц
трех национальных таможен. С июля 2011 года заседания коллегий ФТС
будут проходить в трехстороннем формате.
Помимо таможенного, с внутренних границ с 1 июля убрали так же
ветеринарный, фитосанитарный и санитарно-карантинныйконтроль. Это
значит, что машины, люди и животные смогут теперь перемещаться в рамках
Таможенного Союза безо всяких ограничений. Водители фур и легковых
автомобилей уже почувствовали облегчение: если прежде очереди к
таможенным пунктам пропуска на российско-казахстанской границе
растягивались на 2-3 км. и прохождение занимало несколько часов, то
теперь автомобили проезжают погранпунктза 15-20 минут. Людям, конечно,
это удобно. Но пограничникам – дополнительная головная боль, ведь пока
на них лежит обязанность препятствовать проникновению контрабанды с
сопредельных территорий. А попытки такие уже были. Первую фуру с "серым
товаром" отловили на погранпереходе Уральского федерального округа
через 15 минут после снятия таможенных постов.
Есть опасения, что через границу хлынет товар, который производится
или закупается, к примеру, Казахстаном по заниженным тарифам и стоит там
значительно дешевле, чем в России. Год назад Казахстан настоял на
сохранении 400 ставок ввозных таможенных пошлин для отдельных товаров,
которые сильно отличаются от ставок Единого таможенного тарифа. В
результате переговоров к 1 июля Казахстан согласился унифицировать
тарифы по 312 позициям, но тарифы по 88 наименованиям товаров пока
остаются ниже, чем в России. По большей части это лекарственные средства
и медоборудование. Контроль по ним будет осуществляться в процессе
сертификации. Кроме того, казахская сторона обещала ввести институт
специмпортеров и ввоза товаров без пошлин в рамках установленных квот.
Ну, а если кто в сумке небольшую партию провезет, то это же не в
промышленных масштабах...
Больше всего проблем было с поднятием пошлин на ввоз импортных автомобилей
Больше всего проблем было с поднятием пошлин на ввоз импортных
автомобилей. Этот вопрос был решен еще год назад, но чем ближе к 1 июля,
тем сильнее был ажиотаж. Особенно тяжело пришлось белорусам, которые
пытались закупить автомобили в условиях жесткого экономического кризиса и
отсутствия валюты в стране. И, тем не менее, по данным Белстата, только
за четыре месяца текущего года "физлицами" в страну было
ввезено 137 тысяч автомобилей. По данным МИД Белоруссии, за пять месяцев
2011 года импорт автомобилей в денежном выражении вырос на 934,9 млн.
долларов. Таможенные пункты пропуска на границе Белоруссии и ЕС в
последние недели работали в режиме нон-стоп. Последние автомобили прошли
"растаможку" задолго до полуночи 30 июня. Правда, это не избавляет
белорусов в будущем от проблем приобретения деталей к закупленным
автомобилям уже по новым высоким ценам.
Не повезло и тем, кто закупая дешевые автомобили, намеревался
подзаработать, перепродав их потом в Россию по более высоким ценам.
Согласно новым правилам, если гражданин Белоруссии или Казахстана решит
продать ввезенный по заниженной ставке автомобиль российскому
гражданину, то он должен прийти в свою таможенную службу и доплатить
разницу ставки между действовавшей ранее пошлиной и той, которая введена
в действие с 1 июля. То есть фактически разницу в цене человек должен
отдать таможенникам.
Все эти маленькие и не очень минусы, впрочем, не могут затмить того
обстоятельства, что вести бизнес на территории трех стран Таможенного
Союза теперь станет проще. Конечно, если не брать в расчет особенности
ведения дел в Белоруссии, где главную роль играют не таможенные пошлины и
не условия пересечения границы, а политические и экономические реалии.
Первые результаты отмены таможенного контроля на внутренних границах
представители трех государств оценят в конце июля. За месяц станут
очевидны недочеты, а плюсы можно будет оценить в конце года.
|