Газета "Наш Мир" br>
Важную государственную идею могут погубить рыночные фундаменталисты, коррумпированные чиновники и недальновидные бизнесмены
Еще год назад слова о новой индустриализации можно было услышать
только от людей неформатных – из уст профессоров высшей школы, еще
почему-то продолжающих надеяться на возрождение отечественного
инженерно-технического потенциала, оппозиционеров-консерваторов, или
поклонников альтернативной истории и футурологии. Представители
успешного среднего класса предпочитали себя причислять к «третьему
сектору» – обществу услуг и информации. Индустриализация? Это прошлый
век, весь мир уже устремился в постиндустриальное будущее, где все
приличные люди, как известно, занимаются информационными технологиями и
креативным сервисом. Правда, например, Германии наступление XXI века не
мешает успешно развивать то же станкостроение.
Промышленное производство в России не ассоциируется ни с каким XXI
веком. Да, есть успешные предприятия. Но чаще российский завод – это
обветшалые корпуса давно заброшенных цехов, в лучшем случае сданные
арендаторам под офисы и склады, сотрудники предпенсионного возраста, не
обновлявшееся уже десятки лет оборудование, ушлые директора, «пилящие»
госдотации и тихо распродающие территорию своих предприятий, – потому
что в то, что эти предприятия когда-нибудь вновь оживут, просто никто не
верит – ни сторож, ни рабочие, ни директор.
И вот о новой индустриализации сказал премьер Владимир Путин – в
рамках VII-го ежегодного бизнес-форума «Деловой России». Многие
выступавшие говорили об отказе от сырьевой модели экономики, о миллионах
новых рабочих мест, о социальной ответственности бизнеса. Хорошие
слова, хорошие идеи. Но остаются вопросы: действительно ли тем, кто на
словах рьяно поддержал эти идеи, нужна индустриализация, а не разговоры о
ней, и какими методами планируется ее осуществлять.
Выступления представителей бизнеса на форуме «Деловой России»
вызывают в этом смысле ощущение какой-то раздвоенности сознания. Один из
капитанов бизнеса предложил разработать новую методику оценки работы
вузов. Дескать, высшее образование и наука катастрофически оторваны от
бизнеса, от коммерческой реализации разработок, и оценкой качества учебы
надо считать количество коммерческих начинаний, основанных на
разработках выпускников. «Каждую дипломную работу студенты должны
представлять как коммерческий проект инвесторам», – сказал он. Знакомые
нотки, если не сказать, заезженная за 20 лет пластинка. Так и видится
студент, специализирующийся, к примеру, на гидравлическом агрегате
какого-то станка или исследующий свойства отдельного сплава в особых
условиях эксплуатации, продающий свой диплом инвесторам, которых в
принципе интересуют лишь быстро окупаемые проекты. Такие работы имеют
смысл только в контексте десятков других работ, в смежных областях,
когда все вместе они соберутся в итоге в новый станок или новый самолет –
и возможно только через годы, будучи продолженными десятками других
разработчиков. Их нельзя продать по-отдельности и прямо сейчас.
Индустриализация подразумевает долгосрочное планирование, и при всем
уважении к бизнесу, новое вино в старые мехи не вольется. В логике
быстрой прибыли стратегические задачи не решаются. А наш бизнес привык
работать и мыслить именно так.
Звучали (в который уже раз) и слова о необходимости коммерциализации
системы социальных услуг. Мол, пенсионерам предоставлять уход должны
частные дома престарелых, а лечить хорошие платные врачи – пусть
государство только выделяет бизнесу на это деньги. Вот во Франции так, и
все довольны. Но какому бизнесу можно вот так отдавать на откуп
«социалку» – тому, который только и ждет бюджетных денег, чтоб хорошо их
прокрутить на взаимовыгодных условиях с дающими?
Да и не только к бизнесу вопросы. Многим уже сейчас кажется, что под
новым лозунгом чиновники начнут новый эффективный распил – потому что
по-другому они тоже не умеют.
Уход от сырьевой модели, если она сейчас более выгодна, ради
долгосрочных целей – безопасности государства, роста занятости граждан –
это путь совершенно не в логике быстрой прибыли. Но получается, что эту
стратегическую идею предлагается реализовывать в уже привычной
парадигме. Такая раздвоенность рано или поздно должна закончиться: либо
новая индустриализация окажется просто очередным красивым лозунгом, либо
для ее реализации требуется пересмотр смыслов, целей и ценностей – как
для бизнес-сообщества, так и для государства.
|