Газета "Наш Мир" br>
Американские учёные обнаружили, что магнитная стимуляция зон
коры, ответственных за те или иные разделы памяти, улучшает хранение
информации, поскольку разные зоны перестают подавлять друг друга.
Всякий студент подтвердит, до чего же сложно учить сразу несколько
предметов: что-нибудь обязательно забудется. Разнородные сведения имеют
свойство выбивать друг друга из памяти: если вы постигли что-то из
физики, то обязательно забудете что-нибудь из истории. Ранее считалось,
что мозг не может одновременно обслуживать сразу несколько «разделов»
памяти — отсюда и замещение одной информации другой.
Исследователи из Медицинского центра Beth Israel Deaconess нашли
способ, как сохранить в памяти множество разнородных сведений. В их
экспериментах 120 добровольцев должны были выполнить два
противоположных теста. В первом, проверявшем моторную память, надо было
нажимать на кнопки и запомнить последовательность работы пальцев,
второй (на слуховую память) предлагал запомнить последовательности
слов. Половина группы выполняла сначала тест на моторную память, а
потом — на слуховую, вторая — наоборот. Через 12 часов волонтёров
просили воспроизвести задания, и, разумеется, какие-то слова и движения
из их памяти выпали.
Во второй серии испытаний к тем же добровольцам была применена
транскраниальная магнитная стимуляция — метод стимуляции коры головного
мозга с помощью коротких магнитных импульсов. Поскольку клетки мозга
общаются между собой с помощью электрических сигналов, магнитное поле
может оказывать влияние на эти процессы. Исследователи стимулировали
верхние области лобной коры и первичную моторную кору. Согласно
материалу, вышедшему в журнале Nature Neuroscience, магнитная
стимуляция, направленная на специальные зоны коры, помогала сохранить
память и лучше выполнить упражнения во второй раз.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что разнообразные
сведения с равным успехом «записываются» мозгом, но взаимовлияние
различных участков памяти приводит к их частичному подавлению. При
запоминании и обучении мозгу приходится постоянно выбирать между тем,
что оставить в памяти, а что забыть, и понимание механизма этого
динамического процесса может научить человека управлять своей памятью
так же, как мы сейчас управляем памятью вычислительных машин.
|