Газета "Наш Мир" br>
За первые 6 месяцев 2011 года, по данным Росавиации, в российских
городах было зафиксировано 30 случаев ослепления пилотов лазерными
лучами. Ни один из них, к счастью, не закончился катастрофой. На неделе
президент Чечни Рамзан Кадыров объявил о запрете продажи любых лазерных
указок и о своем желании приговаривать «лазерных слепителей» к 10 годам
колонии.
Online812 решил разобраться, как лазерные указки в одночасье превратились в грозное оружие и стоит ли их запрещать.
Говорит закон
Самые
активные злоумышленники живут в Ростове-на-Дону. Чем севернее город –
тем их меньше. В Петербурге благодаря белым ночам лазерный луч пока, как
считается, не так опасен: правда, именно петербургские рейсы попадали
под лазерный обстрел в Ростове и Москве.
В Европе, Америке и
Австралии первые случаи «ослепления» были зафиксированы еще в 2007-м, а в
2010-м такие шутки приобрели массовый характер. Пока, правда,
обходилось без катастроф.
В 2007 году в Штатах вынесли первый
приговор «слепителю», причем невероятно суровый: 20 лет тюрьмы.
47-летнего хулигана судили по статье «терроризм», и при вынесении
приговора решающую роль сыграли мощность применяемого устройства и
большое количество жалоб: это была не разовая акция, а систематическая
охота. После этого были внесены поправки в федеральный закон об
аэронавтике, приговаривающие «слепителей» к штрафу до 100 тысяч долларов
или тюрьме – до пяти лет.
Продажа лазерных указок ограничена в
Норвегии. В Чехии близ аэропортов установлены знаки, запрещающие
пользоваться лазерными указками. В Швейцарии запрет на указки мощностью
более 5 милливатт появился после франкофонского саммита в 2008 году.
Тогда некий житель города Мотре дразнил лазером экипажи военных
вертолетов, отвечавших за безопасность мероприятия. А в канадской Оттаве
недавно в больницу попал пилот вертолета «скорой помощи». У него была
тяжелая травма сетчатки.
Как ни странно, после приговора число
хулиганов с лазерами увеличилось на три порядка. В Америке ежегодно
регистрируется до 2800 лазерных атак, в странах Евросоюза – 2000. Хотя в
Европе еще приговаривают к условному наказанию или штрафу. Законодатели
пока расходятся во мнении, как трактовать подобное правонарушение: как
попытку теракта или как хулиганство.
Как видно из перечисленного,
в результате лазерных атак чаще страдают вертолетные пилоты. Они летают
низко и медленно, садятся на площадку вертикально. Им легче причинить
травму, чем пилотам самолета.
Лазерные указки бывают красного
(они появились первыми), фиолетового, синего, желтого и зеленого цвета.
Зеленые изобрели позже всех. И, как выяснилось, наибольшую опасность
представляют зеленые указки, в том числе потому, что зеленый свет для
человеческого глаза в 6000 раз чувствительнее, чем красный.
В
красной, фиолетовой и синей указке используется лазерный диод. Поэтому
изготовить такое устройство можно самостоятельно. В зеленой инфракрасный
диод применяется, чтобы «разогреть» два кристалла, дабы луч, проникая
сначала через один, потом через другой, изменил частоту. По такому же
принципу (с одним кристаллом) сконструированы бирюзовые указки – самые
на сегодняшний день дорогие.
Простые зеленые указки снабжены
пальчиковыми аккумуляторами (красные указки запитаны от маленьких
батареек для часов), а более мощные модели могут питаться только от
сети, да еще иметь систему охлаждения.
Красную указку можно
купить за 50 - 100 рублей, зеленую, в зависимости от мощности, за 40 -
1000 долларов. Производители сообщают, что 500-милливаттные устройства
посылают луч на расстояние в 5 км, а 2000-ваттные – на 45 км.
Мощные
лазерные указки продаются через интернет. На сайте, торгующем лазерами,
можно посмотреть видеоролик, демонстрирующий, как 500-милливаттный
лазер прожигает дырки в пластмассе. Он также может поджечь спичку,
проделать дыру в дирижабле. «Нашим устройством заинтересовались
несколько ультраправых организаций, - сообщает ролик, - но мы надеемся,
что к ним оно не попадет». Это устройство стоимостью 30 тысяч рублей,
как уверяют, посылает лучи длиной до 5 км. Обычно их покупают
организаторы диких дискотек.
Говорят врачи
Ученые
установили, что зеленый лазер чрезвычайно опасен на близком расстоянии
из-за того, что невидимый инфракрасный луч (тот, что меняет цвет, пройдя
через кристаллы) в два раза превышает заявленную мощность света. Т.е.
указка мощностью 20 мВт может испускать луч в 40 мВт – этого достаточно
для тяжелой травмы сетчатки.
Три года назад на фестивале
техномузыки во Владимирской области использовались лазерные пушки, но
из-за дождя над сценой был натянут тент, поэтому некоторые лучи не
рассеивались в небе, а фокусировались на тенте. Результат: несколько
десятков пострадавших и сгоревшие матрицы фотокамер. Защиту пострадавших
осуществлял известный адвокат Игорь Трунов – правда, он заявил
корреспонденту Online812, что такого дела не помнит. Так или иначе,
лечение, стационарное и амбулаторное, проходили одновременно человек
двадцать – к счастью, тогда обошлось без необратимых последствий.
-
Лазер опасен очень, - заявил Online812 Валентин Петровичев, заведующий
отделением глазного травмпункта на Литейном. – И маленький, и большой.
Если злоумышленник оперирует устройством большой мощности, ему, чтобы
ослепить человека, не нужны снайперские навыки: точное попадание в
зрачок. Лазерный луч может попасть в стекло, потом отрикошетить. При
вспышке страдают колбочковые рецепторы, что ведет к стойким изменениям
восприятия. Это, во-первых, дальнейшее восприятие цветов, во-вторых,
выпадение центральной зоны зрения. Сетчатка коагулирует – появляется
рубец. В особо тяжелых случаях зрение восстановить не удается. То есть
пострадавший будет видеть периферийным зрением, но то, что прямо, –
воспринимать будет плохо. А ведь у летчика оно должно быть идеальным.
Кстати, никакие очки не защитят вас от этой атаки.
- Были у вас пациенты, пострадавшие от лазера? -
Нет, но были со схожими симптомами после солнечного затмения: смотрели и
досмотрелись. С другой стороны, мы сами применяем лазерные аппараты в
лечении, но, конечно, не в центральной зоне зрачка.
Говорят пилоты
Как
ни странно, летчики сохраняют спокойствие и слепителей почти не боятся.
Так, на форуме avia.ru один из них написал: «Абсолютно бесполезная
игрушка. Да, может прожечь дырочку на черном материале с расстояния 10
сантиметров. Но попробуй попади в глаз пилоту на расстоянии 5 км. А ведь
засечь, откуда идет зеленый луч, много труда не надо. Проблема
надуманная, и интерес к ней проявляют только недоучившиеся подростки или
хронические идиоты. Повышенный интерес к лазерным лучам объясняется
тем, что подавляющее большинство думает, что покупает за 1000 долларов
гиперболоид инженера Гарина, а в действительности никуда не годный
девайс. Один мой знакомый для охоты купил: кабанов ослеплять. В итоге
выкинул в помойное ведро».
Летчик-испытатель Вадим Базыкин
выступает за то, чтобы лазерных хулиганов строго наказывали уже сейчас,
не дожидаясь, пока произойдет настоящая авария. Хотя в возможность
ослепления пилота, находящегося в кабине самолета или вертолета, верит
не слишком.
- Для того чтобы послать снайперский луч в глаз
пилоту, нужно, я так понимаю, находиться на одном уровне с кабиной.
Кабина у всех самолетов – на верхней части фюзеляжа. Для пилота
пассажирского самолета точка входа в глиссаду – 900 метров, ближний
привод включается на 200 метрах. Чтобы прицелиться, нужно находиться на
полосе метров за 30 до касания, а это исключено. Так что это чисто
психологический раздражитель, но он ведь настигает в самый ответственный
момент. Ты заходишь на глиссаду, а радом с тобой что-то мелькает.
- А если луч попадает в грязное стекло – он рассеивается и светит ярким пятном? -
Не знаю, мне пока не попадал, к счастью. Скорее всего, так и будет,
ведь стекло после антиобледенителя становится жирным. Так что получаются
уже не точки, а довольно большие всполохи. Да даже если и точки...
Немало летчиков у нас прошли через войну – и представьте их ощущения,
когда в кабине появляется пятно как от лазерного прицела. Есть и такие,
кто встречался в воздухе с НЛО. Это было в 80-х годах. Я не имею в виду
летающую тарелку, но ребята попали под какие-то лучи, происхождение
которых никто не мог установить. Возможно, их посылали с какого-то
засекреченного военного завода. Потом выяснилось, что подобное ощущали и
другие экипажи, и диспетчер что-то такое заметил.
- Вспышка опасна, когда самолет заходит на посадку? А разве это не автопилот делает? -
На современных машинах, конечно, автопилот. А летчик как бы дублирует.
Если бы он сам был за штурвалом, это его бы тонизировало, и никакие лучи
бы не отвлекали. А теперь получается: автопилот сажает самолет, летчик
отвлекается на вспышки, и вдруг происходит нештатная ситуация. Нет, мне
очень неприятно думать, что лазерные технологии указки могут с
применением больших денег превратить в мощное оружие, даже
психологическое.
Кстати
В 2008-м лазерный луч впервые был
применен на футболе: направлен с трибун на вратаря во время пенальти. А в
2010-м в Греции вместо того, чтобы банально захлопать оратора в
парламенте, его на секунду ослепили.
|