Газета "Наш Мир" br> За четыре месяца этого года товарооборот между его участниками вырос более чем на 43%
Похоже,
дело постсоветской интеграции после почти двух десятилетий пробуксовки
все-таки начинает сдвигаться с вербально-декларативной «мертвой точки». В
условиях, когда продолжающийся глобальный финансово-экономический
«шторм» по-прежнему угрожающе «потряхивает» всю конструкцию современного
мироустройства, в основание которой заложена столь сомнительная
ценность, как зеленые бумажки ФРС США, неприличная привычка
постсоветских элит «держать свои яйца» в западной «корзине» уже
становится не просто легкомысленной, но, что гораздо более важно, еще и
весьма опасным занятием.
Видимо, проснувшимся инстинктам
самосохранения наиболее вменяемых и здравомыслящих представителей
политического истеблишмента на пространстве бывшего СССР (тот же
недавний «цветной» египетский опыт показал, что даже полная лояльность
идее однополярного мира отнюдь не является гарантией не только
сохранения власти, но и личной неприкосновенности) мы, собственно
говоря, и обязаны проявившейся тенденцией к восстановлению разрушенных
связей на территории одной шестой части суши. В этом смысле знаковым
событием является недавний запуск Таможенного союза с участием России,
Белоруссии и Казахстана, который сопровождался ликвидацией таможенных
границ между нашими странами.
Как известно, не далее как в первый
день июля были упразднены внутренние таможенные пункты союза и
одновременно начали полноценно функционировать их аналоги, расположенные
на внешних границах постсоветской интеграционной группировки. Несмотря
на то что создание единого таможенного пространства и переход к
наднациональной системе контроля над товарными потоками из внешнего мира
являются лишь первым шагом на пути к полномасштабной интеграции, он уже
приносит первые ощутимые плоды.
Российский премьер Владимир
Путин (который представляет ту часть руководства РФ, которая
придерживается именно постсоветского вектора во внешней политике),
выступая на конференции деловых кругов Таможенного союза, с
удовлетворением констатировал, что объем товарооборота между Россией,
Белоруссией и Казахстаном по итогам четырех месяцев нынешнего года успел
вырасти более чем на 43%. А учитывая то обстоятельство, что Таможенный
союз можно назвать новорожденным объединением, его ожидающийся активный
рост является залогом того, что достигнутые показатели - это еще далеко
не предел. «За четыре месяца 2011 года объем товарооборота России,
Белоруссии и Казахстана возрос более чем на 43%, эта цифра очень
показательна, очень прилична. В результате снятия барьеров, затруднявших
взаимную торговлю, образуется емкий растущий общий рынок с более чем
165 миллионами потенциальных покупателей», - цитирует РИА «Новости»
Владимира Путина.
При этом председатель Кабинета министров РФ
добавил, что это создает очень хорошие условия не только для бизнесменов
из государств ТС, но и из других стран. «Снимая барьеры внутри
Таможенного союза, мы ни в коем случае не собираемся возводить на
внешней границе непреодолимые барьеры. Напротив, главная задача в том,
чтобы за счет объединения усилий смогли более эффективно и гармонично
интегрироваться в глобальную экономику все наши страны», - отдавая
неизбежную дань политкорректности в отношении наших «заклятых друзей и
партнеров» (в ушах которых, можно предположить, до сих пор еще стоят
отголоски нашумевшей Мюнхенской речи тогдашнего президента РФ), добавил
российский премьер.
Однако, продолжая лить успокаивающий бальзам
на встревоженную появлением первых ростков постсоветской интеграции
либеральную душу, Владимир Путин позволил последней довольствоваться
лишь многозначительно-неопределенным посулом, что в форме «тройки»
Россия, Белоруссия и Казахстан могут продолжить «интересные
перспективные темы для дальнейшего диалога как с ЕС, так и с другими
странами и региональными объединениями».
Заявление Владимира
Путина и перспективы постсоветской интеграции в интервью KM.RU
прокомментировал эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий
Абзалов:
- На самом деле, к запуску Таможенного союза его
участники начали готовиться загодя. Так что 1 июля если и стало каким-то
событием, то в первую очередь знаковым. Компании трех стран уже давно
были готовы к тому новому формату работы, который им был предложен. Так
что на протяжении последнего полугодия в российской, казахстанской и
белорусской экономиках происходили важные изменения. Другое дело, что
без выхода на еще более высокий уровень интеграции эти изменения хотя и
являются важными, но пока еще недостаточными.
Дальнейшая
постсоветская интеграция будет происходить в двух направлениях -
интенсификация и расширение. Первое предполагает углубление интеграции
между теми членами, которые уже входят в ТС. Достичь этого позволит
создание Единого экономического пространства, когда государства
останутся независимыми, но их ключевые системы экономической
жизнедеятельности будут синхронизированы (налоговая политика,
администрирование и т. д.).
Второе направление предполагает
расширение числа участников постсоветской интеграции. Уже сегодня есть
претенденты на вхождение в Таможенный союз. Так, например, очередь в это
объединение заняла Киргизия. Раздумывают и украинские власти, которых
пока сдерживают исключительно соображения политического порядка и
необходимость учитывать евроатлантические устремления «западэнской»
части электората. Пока Киев согласен интегрироваться в Таможенный союз в
формате «3+1». Понятно, что такое половинчатое решение не устраивает
Россию, Белоруссию и Казахстан, которые заинтересованы в полноценном
членстве Украины и, соответственно, полном согласовании внешней
таможенной политики с ней.
Вообще, в повестке дня работы
Таможенного союза стоит вопрос о разработке четких критериев членства в
этой организации. В противном случае добиться ее расширения с
сохранением эффективности будет достаточно сложно. Участие Украины в ТС
принципиально важно, поскольку речь идет о государстве с развитым
промышленным потенциалом и емким внутренним рынком (около 47 миллионов
человек. - Прим. KM.RU). Однако Киев все еще продолжает тешить себя
иллюзорными надеждами на европейскую интеграцию.
Если
отталкиваться от реалий, то очевидно, что европейский интеграционный
проект в последнее время, откровенно говоря, уже трещит по швам. Так что
вопрос о расширении ЕС еще долго не будет стоять в повестке дня
Евросоюза. В лучшем случае Украина может лишь рассчитывать на то, что
через 5-6 лет ее начнут рассматривать в качестве кандидата. Пока сами
европейцы не готовы к расширению ЕС. Активная фаза роста этого
объединения привела к очень негативным последствиям. Что наглядно
демонстрирует последнее развитие ситуации с Грецией, Португалией,
Испанией и т. д. Очевидно, что с точки зрения товарооборота и
возможности создания общего рынка сбыта Таможенный союз для
постсоветских стран выглядит гораздо более предпочтительно и, даже можно
сказать, пока не имеет альтернативы.
|