Газета "Наш Мир" br> С момента образования системы духовных управлений в России сменились
государства и общественные формации – крепостническое рабовладение
Российской империи, попытки столыпинских реформ, военный коммунизм
Советского Союза и, наконец, суверенная демократия Российской Федерации.
А вот сам «дух» духовных управлений, зацветший в давно канувшей в Лету
екатерининской империи, словно бы окаменел в образе человека в чалме,
чапане и с посохом в руках, стоящего на фоне… ящика для сбора милостыни.
(Кстати, вот идея для ваятеля всех времён и народов – Зураба Церетели!)
На наших глазах развились новые, неведомые ранее болезни. Неужели о
нашем времени потомки скажут: вот было же времечко… муфтиемания
какая-то, да муллинский передел…
ЦДУМ, СМР, Пензенская область – далее везде..?
Недавние события вокруг выборов руководителя Единого духовного
управления мусульман Пензенской области ещё раз заявили об обветшалости
института духовных управлений. Ход «исторических событий» и принятые
решения уже были описаны – не будем их пересказывать .
Лучше попытаемся проанализировать: что привело к столь скандальному
поведению лидеров местных мусульманских общин? Не возьмусь ни ставить
окончательный диагноз, ни тем более судить (осуждать) братьев по вере.
Хочется вместе с вами, уважаемые читатели, порассуждать вместе.
Первое, что бросается в глаза – молодые, современные, воспитанные уже в
постсоветской России, молодые мусульмане, каждый из которых талантлив и
уже немало сделал позитивного для уммы, ведут себя по каким-то печально
известным и недобрым матрицам поведения. Закостенело и консервативно.
Одним из проявлений закостенелости и консерватизма является попытка
современных пензенских «муфтиев» решать вопросы по царско-совковым
понятиям.
«Славная» традиция передела приходов и мечетей, как все помнят,
окончательно устоялась и наиболее ярко проявилась на пике движения к
коммунизму, когда до «светлого будущего» оставалось буквально рукой
подать. Так, в 1987 году «Верховный муфтий» всея РСФСР при поддержке
милиции и людей в штатском выдворил из мечети Чистополя (Татарстан)
известного и всеми уважаемого имама Нуруллу Муфлихунова. Этот пример
оказался заразительным и через несколько лет бумерангом ударил по самому
«муфтию» – когда с развалом СССР его ученики стали в массовом порядке
«отжимать» мечети у своего учителя.
Вот и сегодня в любом мало-мальски административно-хозяйственном вопросе
у многих мулл на уровне условного рефлекса срабатывает одна и та же
реакция – «отобрать, переделать!» Ситуация в Пензенской области тому
яркое подтверждение. Так что, воистину – что посеешь, то и пожнёшь! Вот
так и баламутит российскую умму лихорадка, которой можно дать название
«муллинский передел». Очаг зарождения этой эпидемии известен, равно как и
география его распространения: ЦДУМ, СМР, Пензенская область – и
неужели далее везде..?
Каждой области по «муфтию»! А сёлам тоже обидно…
Если в «переделах» проглядывает административно-хозяйственный вопрос, и о
причинах тут может всё сказать только Карл Маркс с его бессмертным
«Капиталом», то в жажде стать «муфтием» в тридцать с небольшим лет нужна
помощь или дедушки Зигмунда Фрейда, или усилия каких-нибудь новейших
психоаналитиков. Надо просить профессионалов распутать этот клубок: то
ли это мания величия, «комплекс Наполеона», то ли «Эдипов комплекс»
(месть отцу за его связь с матерью), то ли что-то ещё более дремучее и
причудливое?
Напомню, что муфтий в исламской традиции – не хозяйственник и не
администратор, не епископ территории, не губернатор, не генерал и не
президент… Он прежде всего – образец доброго исламского нрава («ахляк
керим»), опытный знаток и теории и практики исламского права (факих, с
опытом кадия-судьи), опытный организатор уммы, настоящий имам, плюс
опытный посредник между уммой и внешним миром (особенно в неисламском,
светском государстве). Но ещё важнее, как известно, способность муфтия
выносить фетвы (законодательные решения относительно событий
современности с позиций Сунны, исламской традиции). Муфтий – прежде
всего духовный авторитет, а практика 1.400 лет Ислама предполагает его
полную человеческую зрелость, которая приходит только с годами…
Однако – Россия во многих отношениях «страна чудес». Недаром же поэт
Александр Галич провозглашал под гитару: «а также в области балета мы
впереди планеты всей!» Ведь совсем недавно мы были свидетелями, как
тридцатилетних юношей… «назначали муфтиями» по регионам от СМР. Но,
кажется, опомнились и перестали их так именовать… А тут в Пензе сразу
два молодых имама (повторю, оба с явными личными достоинствами для
своего возраста!) – тоже вдруг замахнулись… да заразились
«муфтиеманией»… Было у нас в России 82 «муфтия»… будет и ещё… Но почему
бы и в сёлах им не быть? В тех же славных Елюзанях или Белозерье?...
(В скобках отмечу пример побывавшего при избрании юных «пензенских
муфтиев» известного всей России саратовца Мукаддаса Бибарсова, который
почему-то не смеет именовать себя «муфтием», а скромно пишет просто
«имам Духовного управления мусульман Поволжья»?)
Но вернёмся к общероссийской панораме: ведь каждый из российской
«гвардии муфтиев» выходит на минбар с проповедью коранического завета
«Держитесь за вервь Аллаха и не разъединяйтесь!» И ведь часть из них
также недружным своим хором прибыла на встречу с президентом Медведевым в
тот же день 5 июля в Нальчик.
Чем же питалась «муфтиемания» времен победившего коммунизма? Не лежит ли
в его основе тяга к трайбализму, неизжитому племенному сознанию,
неумению работать по-новому, быть стартап-менеджером для новых проектов и
организационных структур. С позиций исламской нравственности – это
выплеск нафса (эгоистического Я, неодухотворённого животного начала),
неспособность быть одновременно имамом (лидером мусульман) и хранить
сабр (смирение, терпение духа). Наконец, это неспособность к аль-фуркан
(различению духов, сущности явлений).
Правда, вот реакция на такую проповедь, да и на всё поведение
«муфтиеманов» - отторжение честных людей…уход молодёжи в «свободное
плавание»…
Вопрос всем «муфтиям» России: как же вы смеете проповедовать единство
уммы по Корану? Не есть ли такая «проповедь» - антидело, контраргумент,
хватание за любую «вервь», кроме «верви Аллаха»?
А ларчик просто открывался
Но есть и другой тип поведения, без болезненных «маний» и жажды
«переделов» - его не мешало бы в эпоху модернизации освоить многим
руководителям духовных управлений. Секрета тут нет, да и ларчик этот так
просто открывается! Надо – созидать, организовывать, показывать
реальную работу, которую оценят и мусульмане, и немусульмане, включая
чиновников. И не надо многословия.
Напоследок позвольте задать риторический вопрос. Ну зачем нашим
уважаемым имамам позориться, расталкивать руками бабаев, вступать в
конфликты, если в любое время можно просто… пойти и зарегистрировать
религиозную или общественную организацию - и на деле доказать свою
профпригодность и искренность?
|