Газета "Наш Мир" br> По данным Северо-Западного межрегионального территориального
управления Росстандарта, в Петербурге участились жалобы на качество
бензина. За неполные полгода Росстандарт зарегистрировало 26 жалоб: это в
три раза больше, чем за 2010 год.
Василию СМЕРЕЧУКУ, главе
СЗМРТУ, кажется, что косвенная причина этого – в дефиците топлива,
который отмечался весной. Работники заправок, причем не только мелких,
но и крупных, сетевых, пользовались ажиотажем и обеспечивали спрос на
95-й бензин, разбавляя 92-й специальными присадками.
- 26 жалоб – это разве много на пятимиллионный город? -
На каждого жалобщика приходится 8 - 10 автомобилистов из тех, кто тоже
пострадал от некачественного топлива, но промолчал, утерся, простил,
называйте, как хотите. И лишь поклялся больше не посещать эту заправку, -
пояснил глава СЗМРТУ Василий Смеречук. – Так что истинное число
пострадавших на порядок больше. Ведь установить виновность АЗС или
поставщика довольно хлопотно, а еще тут нужна определенная доля везения.
- Какая? -
Нужно, чтобы двигатель забарахлил сразу, а не на следующий день, как
обычно и бывает. Потому что сейчас спрос на бензин большой, партию
распродают за сутки, и на следующий день та же АЗС будет торговать уже
вполне качественным топливом. Мы проанализировали жалобы и выяснили, что
плохим топливом торгуют обычно в пятницу, на дачных направлениях. К
понедельнику в резервуарах АЗС уже ничего не остается. Потом мы не
утверждаем, что некая заправочная станция систематически, ежедневно
продает плохой бензин. Нет, они просто шалят время от времени. Но тому, у
кого испортился двигатель в машине, от этого не легче. В любом
автосервисе расскажут случай, как приезжали на эвакуаторах машины со
схожим диагнозом после заправки на одной и той же станции. Или в
автохозяйстве, где машины заправляют по топливным картам на АЗС одной и
той же компании и где внезапно выходит из строя половина машин. Но
сколько из тех пострадавших идут к нам?
- А если проблемы с автомобилем водитель обнаружил сразу. Что он должен делать тогда? -
Нельзя просто налить бензина из бака и везти его в лабораторию. Нет,
приезжаете с чеком на заправку и заявляете о существе проблемы.
Требуется отобрать пробу с того резервуара, с которого был заправлен ваш
автомобиль. Сотрудник АЗС должен отобрать две пробы по литру топлива и
соответствующим образом оформить. Первая проба – вам, ее нужно везти на
экспертизу. Экспертиза проводится за ваш счет: она обходится в 12 тысяч,
если исследуется бензин, и в 20 – если дизель.
Провести
экспертизу могут в аккредитованной лаборатории: на Глухоозерском, 13,
Салова, 4, Пискаревском 125, на заводе «Кинеф» и станции Neste в Бронке и
др. Их список можно найти на сайте Росстандарта.
Вторая –
арбитражная проба – остается на станции на тот случай, если они захотят
оспорить результат проверки. Кстати, об арбитражной экспертизе вас
должны известить, и вы там можете присутствовать. Если проба выявляет
наличие опасных для двигателя присадок, компания, его реализовавшая,
либо заключает досудебное соглашение с оплатой ремонта и экспертиз, либо
отправляет вас в суд. К сожалению, у нас не принято сейчас сохранять
пробу каждой поступившей с завода партии, как это делалось до 2004 года.
Если бы такое правило действовало, то факт поставки и реализации
некачественного бензина можно было б изобличить и через 3 - 4 дня после
его реализации.
- Почему нельзя обязать сохранять эти пробы? -
Это никому не нужно. Пробы надо хранить в специальном вентилируемом
помещении, а это дорого. Российский топливный союз рассудил, что есть
техрегламент, и его достаточно, а разные дополнительные правила,
сохранившиеся еще с конца 90-х годов, для исполнения не обязательны.
Хотя никто их не отменял.
- Тогда за чем именно должен следить Росстандарт? -
Росстандарт должен следить только за тем, чтобы товар, реализуемый на
автозаправках, не был опасным. Вопросы качества, как заложено в
идеологии 184-го федерального закона, должен регулировать рынок. Большие
идеалисты писали этот закон, что и говорить. Теперь посудите сами: если
у машины заглох двигатель и она встала – это не причиняет опасности
окружающим. Поэтому смолы, металлосодержащие примеси (именно они входят в
состав большинства присадок), не говоря уже о воде, мы исследовать не
должны, а между тем, в некоторых пробах обнаруживались смолы в объемах,
семикратно превышающих параметры ГОСТа. Но даже если хозяева АЗС готовы
признать свою вину, жалоба в Росстандарт не помешает. Мы должны
определить, системное это нарушение или случайное. Для этого сотрудники
выезжают на АЗС и проверяют: а) наличие входного контроля – то есть
проверок качества бензина из бензовоза, б) наличие графика зачистки
резервуаров и его выполнение, в) наличие регулярного контроля качества
топливных остатков в резервуаре, г) наличие паспортов продукции и
сертификатов соответствия.
- Можно визуально определить, залит в машину нормальный бензин или с присадками? -
Красный налет на выхлопной трубе - машину заправили бензином с
добавками, содержащими железо или марганец. Помимо металлосодержащих
присадок используют еще синтетические высокооктановые компоненты,
которые, попадая на горячие детали двигателя, превращаются в гудрон, а
затем – в кокс.
- Присадки могут быть опасны для здоровья? -
Метиловый спирт – весьма популярен в качестве высокооктанового
компонента. Попадание в организм человека 10 мл метилового спирта
приводит к потере зрения, 50 мл – к летальному исходу. Большинство
присадок и компонентов, конечно, наносит только экономический ущерб.
- А вода? -
Вода опасна только для дизельного топлива как более тяжелого.
Образуется водо-топливная эмульсия, которая попадет на фильтры, а они
преимущественно бумажные. Фильтры, намокнув, заблокируют подачу топлива в
двигатель. На бензиновых колонках вода сразу уйдет на дно резервуара и в
бензобак из пистолета попасть не сможет. Ну разве что при очень
несчастливых обстоятельствах: если прибудет бензовоз с водой в донном
слое, а приемщик на станции не проверит наличие в автоцистерне воды
перед сливом. Первый посетитель станции, приехавший вслед за бензовозом,
получит в бензобак топливо с водой. Но это слишком фантастичная
история.
- Какой бензин вам приходилось проверять чаще всего – 92-й, 95-й? -
Зимой было несколько жалоб на солярку. Но вообще дизельный движок –
всеядная лошадка. Только в холодную погоду, когда грузовики заправляют
летним топливом или его смесью с газовым конденсатом, они перестают
заводиться. А так во все сезоны лидер - 95-й, потому что он, во-первых,
самый ходовой, во-вторых, соблазн превратить 92-й в 95-й слишком велик.
Разница в цене велика, а октановое число изменить так легко. Мы
подсчитали: суточная партия товара на одну АЗС равняется 50 м3 – значит,
50 тысяч литров. Преобразовать его в 95-й бензин – значит, заработать
по 2 рубля с каждого литра, то есть 100 тысяч рублей с одной партии. А
штраф, если удастся схватить за руку, а потом еще доказать – 40 тысяч
рублей со всего предприятия. Во всяком случае, в прошлом году столько и
назначали.
- А в этом году? - В этом – мы подготовили три
заявления в арбитраж, их уже приняли к производству. Три заявления по 26
жалобам: по 23 остальным экспертиза не выявила ничего опасного. Среди
пострадавших недавно оказалась машина генерального консула Польши, она
встала в Псковской области. Но там пострадавшие сначала обратились в
полицию, потом в Псковскую торгово-промышленную палату и когда наконец
добрались до экспертизы, она не нашла в бензине ничего запрещенного. Но
осадок, как говорится, остался. Перед поездкой машину заправляли на
одной из петербургских АЗС.
- Тем не менее, эстонцы и финны не брезгуют заливать наш бензин и часами стоят в очереди на границе. -
Они размышляют так же, как махинаторы с колонки: если залить полбака
хорошего бензина и полбака не пойми чего, двигатель не сломается. Обычно
это сходит с рук.
- Топливные операторы говорят, что жалобы на
качество бензина могут писать мошенники, которые хотят за счет
владельцев АЗС отремонтировать изношенные двигатели своих машин. -
Обычно мошенники в машину, чей двигатель просит капремонта, заливают
плохонький бензин где-нибудь в глуши, потом сверху доливают хорошего
бензина от ведущих российских производителей и после этого обращаются за
экспертизой. Мошенников можно выявить при подаче заявления: это они
вносят в список поврежденных элементов все, включая колеса. Начинаешь
дознание, спрашиваешь: зачем, мол, вписал сюда турбину наддува, с каких
это пор она реагирует на состав топлива? Жулик тут же соглашается
уменьшить компенсацию с 200 тысяч до 40 тысяч рублей.
Для того
чтобы были надежно защищены законные интересы, как автомобилистов, так и
добросовестных операторов топливного рынка, все процедуры по
установлению истины должны проводиться строго в рамках действующего
законодательства. Здесь нельзя однозначно становиться на ту или другую
сторону, руководствуясь эмоциями.
Справка
Основная часть
жалоб поступила в управление Росстандарта РФ в апреле - мае. Жаловались в
том числе на лидеров рынка: «Лукойл», «Несте», «ТНК-ВР», «Шелл»,
«Газпромнефть», «ПТК», «Киришиавтосервис». Ранее жалобы поступали
исключительно на АЗС мелких фирм.
Комментарии
Олег АШИХМИН, президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга:
-
Слова В. Р. Смеречука, известного и уважаемого в нашей отрасли
человека, в данном случае иначе как заблуждением я назвать не могу. И
причин тому несколько. Первая и самая главная – статистика. Вы
представьте: Росстандарт получил 26 жалоб за 5,5 месяца. Много это или
мало? За это время в Петербурге примерно 10 миллионов раз наши
автомобилисты заправляли свои автомобили. Я взял калькулятор, и у меня
не хватило знаков после запятой, чтобы высчитать процент некачественных
заправок. Кроме того, хоть г-н Смеречук и говорит, что на каждую жалобу
приходится еще 10 человек, которые жаловаться не стали (а это
исключительно его субъективные выводы), но сам же и заявляет, что из 26
жалоб подтвердилось только 3, и то на соответствие требований
Техрегламента - а это очень широкий спектр требований и качество топлива
там «одно из…». К тому же и с этими 3 еще предстоит разобраться. И это
на всех названных им топливных гигантов!
Вторая причина тоже
интересна. Еще несколько лет назад мы предложили г-ну Смеречуку помощь в
борьбе за качество топлива на рынке Петербурга. Все члены Нефтяного
клуба предлагали ему открыть все свои технологические цепочки «закупка –
хранение – доставка - АЗС». В любое время эту цепочку у любого
оператора он мог проверить. И если что-то не так, то «вынести сор из
избы» и сделать это публично. При этом мы хотели, чтобы это коснулось
всех – и АЗС нефтяных и топливных операторов, и топливных складов, и
бензовозов, торгующих на трассе, и контейнеров, заправляющих транспорт
прямо на территории предприятий без всяких разрешений. Знаете, какой был
ответ? У меня нет таких полномочий. Вы пролоббируйте это на федеральном
уровне, и тогда я буду вас проверять….
Но есть еще один аспект.
Сейчас идет очень серьезная подготовка к введению изменений в
Техрегламент. Ну, уже все знают, что отменяется 80-й бензин, и так
далее… Плюс тот топливный кризис, который был весной и о котором мы
предупреждали власти. Ну как на такой горячей теме не отчитаться о
проделанной работе? А ведь многие знают: хочешь выявить некачественный
бензин - съезди на трассу. Или на ряд нефтебаз в Ленобласти, которые
тоже всем известны.
ОАО «Газпромнефть», пресс-служба:
-
Северо-Западное межрегиональное территориальное управление Росстандарта
РФ провело внеплановую проверку АЗС «Газпромнефть» № 14 по адресу:
Парголово, Ленинградская ул., 89, лит. А, по жалобе клиента. В ходе
проверки были отобраны пробы нефтепродуктов и проверены все необходимые
документы. Замечаний по качеству топлива у Росстандарта не возникло. Все
топливо на АЗС «Газпром нефть» соответствует требованиям Технического
регламента.
В компании «Газпром нефть» организован
многоступенчатый контроль качества топлива. В частности, на АЗС «Газпром
нефть» действуют мобильные лаборатории, каждая из которых в штатном
режиме курсирует по определенной территории и проверяет топливо на самих
АЗС и в местах отгрузки нефтепродуктов. Пробы берутся непосредственно
из заправочных пистолетов, секций бензовозов и газовозов, резервуаров
АЗС. Процедура анализа топлива занимает в среднем не более получаса,
расширенное тестирование – час.
В пресс-службе компании Neste от
комментариев отказались, объяснив это тем, что к ним от Росстандарта
никаких жалоб не поступало.
|