Газета "Наш Мир" br>
По расчетам группы профессора Лэй Цзо (Lei Zuo), устройство
способно обеспечить в пути экономию от 1 до 8% топлива (думается, что на
дорогах России эта цифра увеличится в разы). Работу высоко оценили и
другие специалисты: новинка стала лауреатом премии R&D 100 award,
своего рода ежегодного «Оскара для изобретателей». О престижности премии
говорит хотя бы список некоторых предыдущих ее лауреатов -
изобретателей банкомата (1973 г.), ЖК-дисплея (1980 г.), никотиновых
пластырей Nicoderm (1992 г.) или HDTV-технологии (1998 г.).
Амортизатор продолжает серию энергосберегающих технологий, понемногу
появляющихся в новых автомобилях - таких, как рекуперативное торможение
(неплохой набор таких решений представлен в Audi R8 e-tron, о котором мы
писали в статье «Гибридный Ванкель»). В самом деле, статистика
свидетельствует, что в США около 70% всего потребления нефти приходится
на автомобили, при этом лишь 10-16% энергии топлива тратится
непосредственно на перемещение автомобиля, преодоление сопротивления
дороги и воздуха. Прочее уходит на торможение, рассеивается при вибрации
и нагреве, и так далее. Немудрено, что разработчики ищут все новые
способы увеличить эту цифру.
Амортизаторы, созданные под руководством Лэй Цзо, могут стать еще
одним шагом в этом направлении. Авторы разработали и запатентовали два
варианта подобной системы - линейный и ротационный. Первый представляет
собой небольшую магнитную трубку, смещающуюся внутри другой полой трубки
со спиралью проводника - на манер индуктивной катушки. Естественные
колебания автомобильной подвески при движении приводит к движению
сердечника внутри проводящей спирали, что и приводит к возникновению в
ней тока. Второй вариант усложнен за счет использования компактного
механизма, усиливающего смещение.
Авторы заявляют, что средних размеров легковой автомобиль на скорости
около 100 км/ч позволяет генерировать таким образом 100-400 Вт, а на
особенно неровных дорогах - до 1600 Вт. Ну а для грузовиков и
внедорожников эта цифра может достигать и 10 КВт.
Эта энергия затем может направляться на аккумулятор или
непосредственно использоваться для питания бортовой электроники (как
правило, ее энергопотребление находится в пределах 250-350 Вт). Таким
образом, снижается нагрузка на генератор автомобиля и в итоге экономится
топливо. Нельзя также не упомянуть и о таком приятном «побочном
эффекте», как большая мягкость движения, которую обеспечивает новый
амортизатор, жесткость которого может регулироваться за счет
использования вырабатываемой тут же, в амортизаторе, энергии.
По уверению разработчиков, их система создавалась с тем, чтобы иметь
возможность интеграции прямо в существующие подвески, и установка их
окупится за 3-4 года эксплуатации легкового автомобиля, или 1-2 года для
грузового.
|