Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Патриарх Кирилл: если Церковь умолкнет, кто же будет говорить?
[2011-07-19]
Газета "Наш Мир" br> Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с первосвятительским словом, посвященным миссии Церкви.
Церковь
не выражает политических идей - она говорит «о воспитании
фундаментальных ценностей в жизни народа», сказал патриарх Московский и
всея Руси Кирилл, обратившийся в минувшую субботу к верующим с
первосвятительским словом, посвященным миссии Церкви в современном мире.
Предстоятель Русской церкви огласил его после Божественной литургии в
Успенском соборе Московского Кремля, которую он совершил в день памяти
перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея
России.
«И если они (фундаментальные ценности) сохранятся, -
сказал патриарх Кирилл, - то всегда будет жива Россия, всегда будет
сохраняться духовная сила нашего человека. А это важнее всякой
политики».
«Мы сможем назвать наш народ православным тогда, когда
значительная часть, если не большинство людей, будет мотивировать свои
поступки своими религиозными убеждениями - в том числе в
профессиональной области, в сфере политики», - сказал предстоятель РПЦ.
По его словам, сегодня перед Церковью встает «тяжелейшая задача», когда
нужно «перевести православную веру с фольклорного уровня, на котором она
нередко остается в сознании наших современников, на уровень
мировоззренческий».
Патриарх также посетовал, что в России многие
из старшего поколения, не сумев преодолеть атеистическое наследие, так и
не пришли к Богу. С другой стороны, сказал предстоятель РПЦ, «мы имеем
дело с натиском уже нового безбожия - безбожия плотского, идущего просто
от инстинкта, но захватывающего человека».
Глава РПЦ отверг
также критику тех, кто сегодня усматривает в высокой церковной
активности опасность клерикализации общества. «Было время, - напомнил
партиарх Кирилл, - когда Церковь нашу обвиняли в том, что она всего
этого не делает (не является активной в своей миссии. - Прим.KM.RU.). А
мы и не могли делать, потому что подвергались гонениям; затем нам надо
было восстановить самое необходимое — храмы и монастыри. Сколько же
выслушали мы недобрых слов: что мы не делаем самого главного, что мы
якобы не идем навстречу людям.… А вот сегодня пошли! И пошли мощно,
сильно, и народ идет нам навстречу, идет навстречу своей Церкви, которая
разделяет с ним каждодневные скорби. И вот теперь звучит другая
критика: «Почему так резко пошли? не является ли это клерикализацией
общества? не представляет ли это опасность для светского государства?»
Вспоминая
святителя Филиппа, патриарх Кирилл рассказал в своей проповеди,
произнесённой после чтения Евангелия, что «подвиг святителя Филиппа не
был политическим жестом, как его воспринял Иоанн Грозный, который решил,
что святитель, отказавшись принародно благословить царя, тем самым
поддержал несомненно существовавшую в ту пору оппозицию. Но святитель
Филипп не выражал политической позиции. Он не был сторонником тех, кто
мечтал о низвержении Иоанна Грозного, и он не благословил царя не
потому, что стремился тем самым ослабить его авторитет, а именно как
пастырь добрый, душу свою полагающий за овец. Ибо чем был для народа
кровавый пример Иоанна Грозного? Если царь, в то время высший авторитет в
народе, позволял себе страшные беззакония, то что же тогда должен был
делать народ? Благословить эти поступки царя означало благословить
беззаконие, совершить великий соблазн, который, несомненно, погубил бы
множество людей. И неизвестно, чем завершилась бы история Иоанна
Грозного, если бы тогда митрополит Филипп прилюдно благословил
находившиеся в крови руки государя! В какую кровавую пучину могла бы
опуститься страна!» - сказал предстоятель Русской Церкви.
«Все
то, что произошло в далеком XVI веке, - продолжил патриарх Кирилл, -
является примером и для нас — в первую очередь, конечно, для пастырей.
Но деяния Иоанна Грозного несопоставимы с тем, что происходит в
современном мире: огромное количество человеческих страданий и
несправедливости, голода и болезней; войн, непонятно во имя чего
ведущихся; уничтожение огромного количества мирных, ни в чем не повинных
людей. Разве это не соблазн? Разве все это не раскрепощает человеческий
инстинкт жестокости и готовность во имя своих интересов идти на все?
Несопоставимо со временами Иоанна Грозного и то, что происходит сегодня в
духовной жизни человека. Какие огромные силы работают для того, чтобы
растлить душу, растлить разум, смешать добро со злом, исключить из
человеческого общежития понятие греха! И мы видим, что это удается, —
достаточно посмотреть наши телевизионные дискуссии, особенно касающиеся
вопросов нравственности. Кажется уже удивительным, когда кто-то
оценивает ту или иную ситуацию с точки зрения морали, тем более с
христианской точки зрения, — такой человек выглядит как белая ворона. И
все то, что происходит, вырабатывает некие стандарты жизни, некие
стереотипы мысли, которые позволяют людям принимать грех без всяких
угрызений совести», - отметил предстоятель Русской Церкви.
«Мы
видим, - продолжил патриарх, - что сегодня происходит в нашем обществе, в
том числе в средствах массовой информации. Перед Церковью стоит выбор,
точно такой же, какой стоял перед митрополитом Филиппом: может быть,
благословить, чтобы не ссориться с волками; может быть, скромно
отвернуться; может быть, сделать вид, что ничего не происходит; может
быть, где-то даже и поддержать?»
«Возможно, митрополит Филипп
остался бы на кафедре, продолжал быть митрополитом Московским, носить
священные ризы. Но каково было бы его место в тогдашней жизни Руси и в
истории Церкви нашей? Так и сегодня, - отметил патриарх Кирилл, - перед
каждым пастырем стоит та же дилемма — благословлять или не дать
благословения, промолчать или сказать правду. Но если Церковь умолкнет,
кто же тогда будет говорить?»