Газета "Наш Мир" br>
Начало нового века и нового тысячелетия правительства Китая и
России решили увековечить подписанием Договора о сотрудничестве, дружбе
и добрососедстве, которое произошло 16 июля 2001 года. Подписание
указанного документа явилось результатом глубокого анализа отличий и
тенденций изменений, которые произошли в международной обстановке с
окончанием "холодной войны". По сути, Договор - это всестороннее
обобщение исторического опыта, а также результатов развития
взаимоотношений между Пекином и Москвой, которые смогли стать выше
межгосударственных различий в идеологии и общественном строе и принять
исключительно дальновидное решение, основанное на неподдельных
долгосрочных интересах обоих государств и их народов и служит во благо -
обеспечения мира, сотрудничества и развития.
Китай и
Россия не только две великие державы мира, но и крупнейшая в мире пара
соседних стран, которыми, исходя из высокого уровня обоюдного доверия в
подписанном Договоре, юридически были закреплены миролюбивый принцип
передачи добрососедства и дружбы из поколения в поколение и узаконили
курс на оказание решительной взаимной выручки и неуклонное расширение
реального сотрудничества по самым различным экономическим и общественным
направлениям. Таким образом, был заложен прочный правовой фундамент
для долгосрочного формирования отношений между нашими государствами.
Искренность и доверие - фундамент успеха во всех делах. Несомненно,
договор стал актом взаимодоверия, веры и убеждений; это настоящий
программный документ, определивший здоровый, долгосрочный и стабильный
характер развития взаимоотношений между нашими государствами. С
подписанием исторического Договора китайско-российские отношения
экономического и стратегического взаимодействия и партнерства
выдвинулись на новый этап активного развития.
Если смотреть со стороны обывателя, то все именно так и выглядит.
Стороны договора отстаивают тесные политические позиции в Совбезе ООН,
БРИКС и Большой двадцатке, совместно руководят новой Шанхайской
организацией сотрудничества, в создании которой многие увидели попытку
стран Востока сформировать противовес НАТО. А о росте торговых
отношений, который в большей части пришелся как раз на период действия
договора, говорит тот факт, что незадолго до десятилетнего юбилея
договора Д.Медведев и Ху Цзиньтао указали новую цель - поднять
товарооборот между государствами до $100 млрд. в год.
Тезис о
взаимодополняемости российской и китайской экономик стал появляться в
риторике глав двух государств только в нынешнем, двадцать первом веке и,
по словам российских экспертов в области экономики, обязан своим
созданием китайским научным кругам, сумевших внушить этот тезис Пекину, а
позже с ним согласилась и Москва.
Президент России Д.Медведев
понимает этот тезис довольно просто, о чем он и заявил в своем интервью
Financial Times: «Наш великий сосед потребляет значительное количество
товаров, изготавливаемых в России, включая энергоносители. Мы в свою
очередь потребляем огромное количество товаров, которые изготавливаются в
Китае и сегодняшний бурный рост экономики Китая для нас, в целом,
определенное преимущество».
Однако, согласно статистике
двусторонней торговли, «взаимодополняемость» сводится лишь к обмену
природных ресурсов России на китайские товары широкого потребления и
оборудование. При этом на данном этапе торговый дефицит России
исчисляется млрд. долларов. Согласно официальному докладу, который
предоставил Минэкономразвития России, в 2010 г. оборот
российско-китайской торговой деятельности составил $59,3 млрд. Россия
ввезла товаров на $18,7 млрд. больше, чем отправила на экспорт.
Основными видами экспорта были: 56% минеральные необработанные продукты,
14% - продукция химической промышленности, 14,2% - древесина и
целлюлозно-бумажные изделия, и всего 7,9% - оборудование и транспортные
средства. В то же время из Китая было импортировано различных товаров
на $39 млрд., половина из которых, это машины и оборудование, а вторая
половина, это изделия из металлов, продовольствие, одежда, обувь. В
2002 г. при общем обороте торговли в $9,3 млрд. Россия имела профицит в
$4,5 млрд., а машин и оборудования она экспортировала больше, чем
импортировала, до 2004 г.
Ученые-экономисты уже давно подсчитали,
при каком уровне импорта различных ресурсов и продуктов государство
делает первый шаг к потере суверенитета. Зарубежные эксперты едины во
мнении, что, например, уже начиная с 30% импортных продуктов питания
которые потребляет население является предельным и критическим для
экономической безопасности общества. Российский профессор, экономист
Виктор Ларин пишет, что «в регионе Дальнего Востока эта цифра
зашкаливает за 60%». В то же время, продолжает он, непонятна причина,
почему до сих пор не рассмотрены и не введены критерии, устанавливающие
экономическую безопасность региона, как это уже сделали в Китае.
Глубина степени зависимости дальневосточного региона от смежных стран
до сих пор официально не подсчитана. Но вместе с тем, по словам
профессора, наша страна заимствует передовые технологии уже не у Японии
или той же Южной Кореи, а как ни странно у Китая, который «сам
приобрел их на Западе». Между тем на практике все десять лет
стратегического и «взаимовыгодного» партнерства с Китаем в реальности
ничего не принесли России, за исключением значительного роста доходов
от увеличившегося экспорта ресурсов.
В то же время три главных
практических итога стратегического партнерства, таких как делимитация
спорных территорий, резкий рост объемов торговых сделок, программа
сотрудничества российского Дальнего Востока и китайского северо-востока
- с многих сторон выглядят не иначе, как провал политики Кремля в
регионе. И в данном вопросе речь идет не о том, что Пекин переигрывает
Москву в интенсивной борьбе экономических интересов и практической
политике, а в том, что с момента развала СССР, Россия не сформулировала
достаточно определенно не только, чего она желает добиться на
восточном направление, но и даже того, зачем ей необходим собственный
Дальний Восток.
Виля Гельбрас, профессор ИСАА, сделал прекрасный
вывод из приведенных выше суждений: «Вот отсюда все исходит. У
китайцев есть определенная программа. Ничего подобного у нас нет.
Причем вопросы развития они выразили на высшем уровне. Конечно, они
будут развиваться гораздо успешнее и умнее, чем слепые котята, которые
не могут понять до сих пор, что же им дальше делать».
В итоге
политика Москвы по отношению к собственному Дальнему Востоку, к
соседнему Китаю и, в общем, в Азиатско-Тихоокеанском регионе мало
результативна и совершенно не понятна. А в дальнейшей перспективе это
может стать поводом для пересмотра границ с Китаем, потере
экономического влияния над Дальним Востоком и утратой последней
возможности усовершенствования государства.
11 лет назад на
совещании в городе Благовещенск Владимир Путин заявил, что региону
«необходима своя готовая продукция, а не сложившаяся ситуация, когда на
экспорт уходят ценные и редкие породы леса, а обратно импортируются
пресловутые табуретки». Но прошло ровно десять лет, а воз как говорится
и ныне там.
Месяц назад по приглашению Д.Медведева председатель
КНР Ху Цзиньтао провел успешный официальный визит в Россию. В
атмосфере полного взаимодоверия и дружбы прошли его продуктивные
переговоры и личные встречи с президентом Д.Медведевым и премьером
В.Путиным. Лидеры двух государств выступили с торжественными речами
перед началом концерта по случаю юбилея подписания Договора. Как
российская, так и китайская сторона подтвердили далеко идущий
исторический смысл Договора и на основе совокупного опыта и итогов
10-летнего развития российско-китайских отношений наметили основные
направления их дальнейшего упрочения и цели сотрудничества и развития на
ближайшее десятилетие.
Президент России и председатель КНР
приняли решение поднять статус российско-китайских отношений до уровня
"равноправных и доверительных взаимоотношений всеобъемлющего
стратегического сотрудничества и партнерства, характеризующихся обоюдной
поддержкой и стремлением к дальнейшему совместному процветанию и
пожизненной дружбе". Главы держав выдвинули принципы "твердой поддержки с
обеих сторон по трем направлениям".
Первое направление -
твердая поддержка курса государства-партнера на достижение
национального развития и на создание отношений, которые характеризуются
взаимным политическим доверием и незамедлительной взаимной помощью.
Второе направление - твердая поддержка пути развития, выбранного государством-партнером с учетом его национальной специфики.
Третье
направление - твердая поддержка усилий, направленных на защиту
коренных интересов государства-партнера, включая защиту личного
суверенитета и безопасности, а так же стимулирование развития.
Лидеры
двух государств так же обозначили новые ориентиры увеличения
двустороннего товарооборота - $100 млрд. к 2015 году и $200 млрд. к
2020 году, а также приняли решение о всестороннем расширении
взаимовыгодного сотрудничества в политической, научно-технической,
экономической, энергетической, военной и гуманитарной сферах.
Возможно,
новые дополнения к договору смогут сдвинуть с нулевой точки ту
неприглядную ситуацию, в которой сегодня находится Россия. Очевидно,
президент сегодня понимает, что слова его предшественника о
«табуретках» пора подкреплять не только подписями на договорах, но и
делом.
|